Технология КТД (коллективное творческое дело) как универсальная технология работы классного руководителя с классным коллективом.
Коллективное творческое дело создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, рождаемых в процессе взаимодействия воспитателей и детей; организация деятельности как общественно значимой, интересной для каждой личности и творческой, художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы); построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность; особые отношения в коллективе, проникнутые заботой о каждом ребенке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехах, просоциальный характер всей его деятельности.
КТД организуется таким образом, чтобы –предложенная воспитателем идея была воспринята воспитанниками как собственная; –организуемая деятельность имела практическую направленность и была делом на благо собственного коллектива, других коллективов и других людей – имела гуманистическую и альтруистическую цель; –на добровольных началах, с интересом и желанием могли включиться в его реализацию все члены коллективов и раскрыть свои творческие возможности.
Структура КТД: 1-я стадия. Предварительная работа воспитателя. 2-я стадия. Коллективное планирование. 3-я стадия. Коллективная подготовка. 4-я стадия. Проведение дела. 5-я стадия. Коллективный анализ, подведение итогов проделанной работы. 6-я стадия. Решение о последствии (использовании опыта).
Типы КТД: классическое КТД. Активность школьников в классическом КТД воспринимается школьниками как общая. Социальные критерии выбора дела на этапе целеполагания – польза, радость людям, сплочение коллектива. При коллективном планировании общая идея «от предложений каждого к общему плану дела» личностно-ориентированное КТД. Акцент на «моя активность», «мой вклад», «дело для меня». Критерии целеполагания – выбор дел, значимых для личностного роста каждого. «Поможет ли это дело каждому из нас что-либо понять, изменить, развить, усовершенствовать в себе». Используются приемы проявления интереса к прояснению ценностей (предварительная анкета, игровые приемы, и т.п.), прием фиксации в графическом образе идеи развития, личностного роста как ориентира коллектива.
ЭтапТрадиционное КТДЛичностно-ориентированное КТД Коллективное целеполаг. Социальные основания выбора делаДело как потенциал личностного развития Коллективное планиров. Акцент на групповой работе, групповом вкладе Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей Коллективная подготовка Акцент на дружной групповой работе Акценты на добровольность принятия ролей, поручений и их индивидуализированность Проведение коллект. дела Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана Возможности для личного, негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений Коллективный анализ Основные вопросы-критерии: «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Каков вклад каждого в общее дело?» Вопросы-критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развития себя как индивидуальности
Диагностика результатов КТД: результат (опыт позитивной совместной активности, участие конкретного школьника в совместном планировании, проведении дела, анализе) фиксируется наблюдением, либо небольшим письменным заданием, в котором школьники фиксируют свое участие в этапах КТД. анализ результата на уровне отношений может быть как часть коллективного анализа (понравилось ли тебе твое участие в общем деле), так и специальным диагностическим заданием с балльной или символической самооценкой участия школьников в планировании, проведении и анализе. Границы достижения результата – 5 баллов по 7-балльной шкале, 80% результат – признак того, что действия педагога можно признать технологией.