МБОУ «1-Бенжерепская средняя общеобразовательная школа» Гирько Тамара Васильевна Педагог-психолог 2012 год
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно. Иосиф Бродский
Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них… у них – нет будущего. Кажется, что мы и они – из разных миров. Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать
Каждый год кончают жизнь самоубийством человек. Среди них: тысяч китайцев, - 30 тысяч американцев, - 25 тысяч японцев, - 20 тысяч французов, - 50 тысяч русских
число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. каждый двенадцатый подросток в возрасте лет пытается совершить попытку самоубийства Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши
Информация к размышлению. Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков - семейные конфликты с родителями. На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделенная любовь) На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.
Не зря пословица гласит, Что жизнь пройти - не поле перейти…
Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно Факторы суицидального риска Генетические факторы Психолого – психиатрические факторы Социально – средовые факторы
Формы суицидальной активности - суицидальные мысли: - суицидальные попытки - завершенный суицид Виды суицидального поведения - демонстративно – шантажное - самоповреждающее - истинное
Выделяют 5 ведущих мотивов суицидального поведения «Призыв» «Протест» «Избегание» «Самонаказание» «Отказ»
Причины суицидов среди детей : Дисгармония в семье Несформированное понимание смерти Отсутствие идеологии в обществе Саморазрушающее поведение Ранняя половая жизнь, приводящая к разочарованиям Депрессия
Группа риска Незаконченная попытка суицида. Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные Тенденции к самоповреждению Суициды в семье Алкоголизм Употребление наркотиков и других токсических препаратов Аффективные расстройства Хронические или смертельные болезни Семейные проблемы Сверхкритичные к себе подростки Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями
5 основных критериев суицидального риска * Подросток злоупотребляет алкоголем, наркотическими веществами * Имеется акцентуации характера * Ранее получал стационарное или амбулаторное психиатрическое лечение * Проживает отдельно от родных * Помимо данного эпизода у подростка уже был суицидальный эпизод
Словесные признаки: 1.Разговоры о смерти: Я собираюсь покончить с собой; Я не могу так дальше жить. 2.Намёки о своем намерении: Я больше не буду ни для кого проблемой; Тебе больше не придется обо мне волноваться. 3.Много шутят на тему самоубийства. 4.Заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки: 1. Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами. 2. Демонстрируют радикальные перемены в поведении, 3. Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки 1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. 2. Живет в нестабильном окружении 3. Ощущает себя жертвой насилия 4. Предпринимал раньше попытки суицида. 5. Имеет склонность к самоубийству 6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). 7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Советы 1.Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. 2.Оцените серьезность намерений и чувств решившегося на самоубийство человека. 3.Оцените глубину эмоционального кризиса. 4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. 5.Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве.
Стихотворение о человеке. Послушайте, ведь если звёзды зажигают, - Значит это кому-нибудь нужно?
Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи : Нам нужно, чтобы нас любили ! Нам нужно хорошо к себе относиться !
Потребность любви – это : Потребность быть любимым ; Потребность любить ; Потребность быть частью чего - то ;
Жизнь ! Ты прекрасна ! Я тебя люблю ! Каждый из нас приходит не напрасно ! Воплощай мечту !
Жизнь – возможность, используй её, Жизнь – красота, восхищайся ею, Жизнь – блаженство, вкуси его.
Жизнь – мечта, осуществи её, Жизнь – вызов, прими его, Жизнь – долг, исполни его.
Жизнь – игра, сыграй в неё, Жизнь – богатство, дорожи им, Жизнь – любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – тайна, изучай её, Жизнь – шанс, воспользуйся им, Жизнь – горе, превозмоги его.
Жизнь – борьба, выдержи её, Жизнь – приключение, решись на него, Жизнь – трагедия, преодолей её.
Жизнь – счастье, сотвори его, Жизнь – слишком прекрасна, не губи её, Жизнь – это жизнь, борись за неё.
Мы голосуем за жизнь вместе!
Источники материалов Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок Рисунок 18- Рисунок 19- Рисунок 20- Рисунок 21- Рисунок 22- Рисунок 23- Рисунок 24- Рисунок 25-