Влияние качества преподавания на качество знаний учащихся Сообщение на педагогическом совете Н. П. Гребенщиковой г.
Цель не в том, чтобы внести в головы детей известное количество знаний, а в том, чтобы научить добывать знания и школьным знанием развивать ученика. Сегодня в образовании начинают вступать в силу стандарты второго поколения, где провозглашаются три основные цели изучения физики в основной школе: -развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи опыта познавательной и творческой деятельности; -понимание смысла основных научных понятий и законов физики и взаимосвязи между ними; -формирование представлений о физической картине мира.
Корень ученья горек, да плод его сладок. Результаты обучения зависят как от возможностей и таланта учителя, так и от добросовестности и усилий ученика. Сегодня мы рассматриваем возможности и усилия учителя. На что мне хочется обратить внимание: -В настоящее время только 10% обучаются через слово (и тем более через текст), остальные 90% предпочитают усваивать материал через другие способы, формы, приемы представления материала. (мониторинг ЮНЕСКО, проведенный в 90-е годы в различных странах мира) -Человек запоминает 5% услышанного, 20% увиденного и 40-50% при экранно-звуковом представлении материала.
За все браться – ничего не сделать. Я в своей учительской практике применяю разные образовательные технологии, ориентированные как на развитие творческого потенциала учеников, так и на сохранение здоровья учащихся. Хороший эффект дает применение интерактивных обучающих программ. В основном из материала электронных учебников я беру интерактивный эксперимент. Он в большинстве случаев является более наглядным и привлекатель- ным, чем демонстрация, т.к. в лаборатории устарев- шее оборудование и оно часто выходит из строя в самый неподходящий момент. Навыки экспериментального исследования ученики приобретают при проведении лабораторных работ. Выполняя работу они учатся пользоваться измери- тельными приборами, понимать, что такое эмпири- чески установленный факт, учатся обрабатывать результаты эксперимента, различным образом представлять их и делать на их основе выводы.
Кто много знает – мало верит. Одним из результатов обучения физике являются умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности своей жизни, рациональ- ного природопользования и охраны окружающей среды. Эти навыки приобретаются при рассмотрении последствий Чернобыльской катастрофы, рассмотрении вопросов связанных с экологическими последствиями применения тепловых двигателей, влияния электромагнитных полей на организм человека и животных (в частности все время говорим о вредном влиянии громкой музыки, телефонов и т.д.)
Кто любит науки – тот не знает скуки. У детей вызывает непод- дельный интерес задача на сравнение тормозного пути автомобиля при разных скоростях движе- ния и различных условиях покрытия полотна дороги. Результаты решения этой задачи заставляют детей задуматься о рациональ- ности правил дорожного движения.
Всякое решенье любит рассужденье. На уроках пытаюсь развивать у детей коммуникатив- ные умения: -докладывать о результатах своего исследования; -участвовать в дискуссиях; -кратко и точно отвечать на вопросы; -использовать справочную литературу и другие источники информации. Некоторые учащиеся пытаются делать презентации, находя материалы в Интернете (спасибо за помощь Попову Виктору Валерьевичу). Еще я полагаю, что одним из условий улучшения качества преподавания является использование нового поколения учебно-методических комплексов с электронным приложением к нему. Спасибо за внимание.