Общие сведения о языке Паскаль Язык программирования Паскаль был разработан швейцарским ученым, профессором Никлаусом Виртом в 1971 г. Вирт назвал свой язык Паскалем в честь французского религиозного философа, математика и физика XVII века Блеза Паскаля. Давая название своему новому языку программирования, Вирт имел в виду прежде всего то обстоятельство, что Паскаль в юности изобрел механическое счетно - решающее устройство, которое назвал " Паскалиной ". Первоначально язык Паскаль был задуман как средство для обучения программированию, но в дальнейшем – после расширения языка и разработки высокоэффективных компиляторов ( один из них – Турбо - Паскаль ) – он стал использоваться как язык для профессионального программирования. В настоящее время Паскаль является одним из наиболее распространенных языков программирования высокого уровня. Одним из наиболее известных диалектов языка Паскаль, использующихся на IBM PC- совместимых компьютерах, является Турбо - Паскаль, разработанный французом Филиппом Каном в 1982 году.
Паскаль - это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации. Простейшее предложение языка программирования, которое может выполнить одно определенное законченное действие называется оператором. Чтобы написать программу нужно знать синтаксис ( правило записи элементов ) и семантику ( правила применения и смысла элементов ).
Структура программы на Паскале І. Заголовок Содержит лишь одну строку - Program Пример заголовка : program raschet; ІІ. Раздел описания Uses - c писок библиотечных модулей Label - описание меток Const – описание постоянных Type – описание типов данных Var - o писание переменных Procedure – описание процедур Function – описание функции ІІІ. Раздел операторов Все действия и команды располагаются в этой основной части. Это раздел должен начинаться с Begin и заканчиваться End. begin end.
Заголовок программы состоит из зарезервированного слова program и имени программы ( со списком параметров, заключенных в круглые скобки ). Завершается заголовок точкой с запятой. Заголовок необязателен, но желателен, чтобы по нему можно было быстро распознать программу. Пример заголовка : program raschet;
Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables – переменные ) за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существуют два числовых типа величин : вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип ( является иденти - фикатором целого типа ). Вещественный тип обозначается словом real. Например : const pi:= var a, b : integer; с, d : real;
Пунктуация Паскаля Необходимо строгое соблюдение правописания ( синтаксиса ) программы. В частности, в Паскале однозначно определено назначение знаков пунктуации. Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, является разделителем операторов. Перед словом end точку с запятой можно не ставить. Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках : списке переменных в разделе описания, списке вводимых и выводимых величин. Строгий синтаксис в языке программирования необходим потому, что компьютер является формальным исполнителем программы. Если, допустим, разделителем в списке переменных должна быть запятая, то любой другой знак будет восприниматься как ошибка.
В программу на Паскале можно вставлять комментарии. Комментарий - это пояснение к программе, которое записывается в фигурных скобках. В комментариях можно использовать русские буквы. На исполнение программы комментарий никак не влияет. Заметим, что в Паскале нет различия между строчными и прописными буквами. Например, для Паскаля тождественны следующие варианты записи : begin, Begin, BEGIN, BeGiN. Использование строчных или прописных букв - дело вкуса программиста.
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит с помощью оператора read (read - читать ) или readln (read line - читать строку ): read( ); или readln( ); При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. В конце нажимается клавиша ( ). Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.
Вывод результатов происходит по оператору write (write - писать ) или writeln (write line - писать в строку ): write( ); или writeln( ); Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения. Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
. Оператор условия IF ( ) THEN begin ; … end ELSE begin ; … end; Конструкция ИНАЧЕ ( ELSE ) может отсутствовать.
{ Программа для вычисления действительных корней квадратного уравнения, если они, конечно, имеются... } program First ; var a,b,c : real; { переменные для хранения коэффициентов } x1,x2 : real; { переменные для хранения корней уравнения } D: real; { переменная для хранения дискриминанта } begin writeln (' Введите коэффициенты квадратного уравнения '); writeln; write ('a = '); readln(a); write ('b = '); readln(b); write ('c = '); readln(c); d := b*b-4*a*c; { вычислим значение дискриминанта } if D < 0 then writeln(' Действительных корней нет ') else if D = 0 then writeln('x= ', -b/(2*a):5:0) else begin x1 := (–b+sqrt(D))/(2*a); { вычислим 1- й корень } x2 := (–b–sqrt(D))/(2*a); { вычислим 2- й корень } writeln('x1 = ', x1:3:0); { напечатаем 1- й корень } writeln('x2 = ', x2:3:0); { напечатаем 2- й корень } end; end. { В конце программы ставим точку !}