Урок русского языка по подготовке к ЕГЭ в 8 классе (после изучения темы «Односоставные предложения» или «Однородные члены предложения») или в 9 классе (после изучения темы «Сложноподчинённые предложения»)
Пунктуационные сюрпризы союза И в сложном предложении
1) Пунктуация 2) Сложное предложение 3) Союз И 4) Сюрприз (фр.) - неожиданность 1) Пунктуация 2) Сложное предложение 3) Союз И 4) Сюрприз (фр.) - неожиданность Осмыслим тему урока
Цели урока Образовательная: - расширить представление учащихся о пунктуации в сложном предложении перед союзом И. - расширить представление учащихся о пунктуации в сложном предложении перед союзом И.Развивающие: - развивать логическое мышление, - развивать логическое мышление, - совершенствовать умение высказываться. - совершенствовать умение высказываться.Воспитательные: - формировать эстетический вкус, - формировать эстетический вкус, - воспитывать чувство любви к родине. - воспитывать чувство любви к родине.
Давайте вспомним 1) На землю падали лёгкие ( ) и пушистые снежинки. 2) Снегом покрыло ( ) и дороги ( ) и деревья ( ) и дома. 3) Выпал долгожданный снег ( ) и природа преобразилась.
Мороз и солнце.
Проверьте себя Мороз и солнце. ( Предл. сложное, союзное, ССП, два назывных) сущ.
Нужно научиться замечать красоту заиндевелых ветвей и надо приучить себя наслаждаться ею.
Проверьте себя Нужно научиться замечать красоту заиндевелых ветвей и надо приучить себя наслаждаться ею. (Предл. сложное, союзное, ССП, Нужно научиться замечать красоту заиндевелых ветвей и надо приучить себя наслаждаться ею. (Предл. сложное, союзное, ССП, два безличных с синонимичными сказуемыми). два безличных с синонимичными сказуемыми).
Откуда зимой в городском парке появилась белка и почему она не боится людей?
Проверьте себя Откуда зимой в городском парке появилась белка и почему она не боится людей? ( Предл. сложное, союзное, ССП, два вопросит.)
Кажется малютки кустарники закружились в хороводе и осинку увлекло вместе с ними.
Проверьте себя Кажется, малютки кустарники закружились в хороводе и осинку увлекло вместе с ними. (Предл. сложн., союзное, ССП, общее вв.слово) вв.сл
Вдоль дороги стояли заснеженные берёзы и возвышалась могучая ель.
Проверьте себя Вдоль дороги стояли заснеженные берёзы и возвышалась могучая ель. (Предл. сложн., союзн., ССП, общий второстепенный член – обстоятельство). ОВЧ _. _. _. _.
Гуляя по зимнему парку, мы наслаждались красотой заснеженного Омска и все испытывали глубокое удовлетворение от воскресной прогулки.
Проверьте себя | Гуляя по зимнему парку|, мы наслаждались красотой заснеженного Омска и все испытывали глубокое удовлетворение от воскресной прогулки. | Гуляя по зимнему парку|, мы наслаждались красотой заснеженного Омска и все испытывали глубокое удовлетворение от воскресной прогулки. (Предл. сложное, союзное, ССП, общий второстепенный член - дееприч.оборот) (Предл. сложное, союзное, ССП, общий второстепенный член - дееприч.оборот) _. _. _. _. _. _. _ _. _. _. _.
Словно укутанные в белоснежные шали застыли в царственном величии ели и замерли припорошенные снегом осины.
Проверьте себя Словно укутанные в белоснежные шали, застыли в царственном величии ели и замерли припорошенные снегом осины. Словно укутанные в белоснежные шали, застыли в царственном величии ели и замерли припорошенные снегом осины. (Предл. сложное, союзное, ССП, общий сравнит. оборот) сравн. об.
Когда мы поднялись на заснеженную гору меня поразило её немое величие и захотелось что-нибудь громко-громко крикнуть.
Проверьте себя (Когда мы поднялись на заснеженную гору), [меня поразило её немое величие ] и (Когда мы поднялись на заснеженную гору), [меня поразило её немое величие ] и [захотелось что-нибудь громко- громко крикнуть]. [захотелось что-нибудь громко- громко крикнуть]. (Предл. сложное, союзное, СПП с общим придаточным и однородными главными).
Мы наблюдали из окна как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла.
Проверьте себя [Мы наблюдали из окна], (как мало-помалу темнело небо) и (опускалась на землю мгла). (Предл. сложное, союзное, СПП с общим главным и однор. придаточными)
Я люблю сибирские леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке и когда крепко спят убаюканные февральской метелью.
Проверьте себя [Я люблю сибирские леса] и (когда [Я люблю сибирские леса] и (когда они весело шелестят при летнем они весело шелестят при летнем ветерке), и (когда крепко спят, |убаюканные февральской метелью|). ( Предл. сложное, союзное, СПП с общим главным, однор. придаточными, повтор. союзом) повтор. союзом)
Запятая не ставится перед союзом И в сложном предложении Запятая не ставится перед союзом И в сложном предложении при двух назывных предложениях, при двух назывных предложениях, при двух безличных предложениях с синонимичными сказуемыми, при двух безличных предложениях с синонимичными сказуемыми, при двух вопросительных предложениях, при двух вопросительных предложениях, при общем вводном слове или предложении, при общем вводном слове или предложении, при общем второстепенном члене, при общем второстепенном члене, при общем деепричастном обороте, при общем деепричастном обороте, при общем сравнительном обороте, при общем сравнительном обороте, при общем придаточном предложении, при общем придаточном предложении, при общем главном предложении, при общем главном предложении, перед первым придаточным, начинающимся с повторяющегося союза И. перед первым придаточным, начинающимся с повторяющегося союза И.
Тест 1) Укажите простое предложение, в котором следует поставить запятую на месте пропуска. А) Мне вспоминался шум прибоя ( ) и тёплый песчаный берег. В) Я люблю отдыхать на природе ( ) и каждый выходной наша семья выезжает за город. С) Санька охотно коллекционировал и бабочек ( ) и жуков. 2) Выберите грамматически правильное продолжение предложения (не меняя знаков препинания). Наблюдая за воробьями, А) я рассматривал всех птиц и моё внимание привлёк желторотик. В) мальчик заметил раненую птицу и упросил маму взять бедняжку домой. С) ко мне подлетела сорока и я растерялся от неожиданности.
Тест 3) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Грибов было видимо-невидимо (1) и (2) пришлось зажмуриться (3) выходя из леса (4) иначе уходить было зажмуриться (3) выходя из леса (4) иначе уходить было просто невозможно. А) 1, 4 В) 2, 3, 4 С) 1, 3, 4 4) Как объяснить отсутствие запятой перед союзом И между частями сложного предложения? Вечером налетел ветер и на море поднялся шторм. А) В предложении есть общее вводное слово. В) В предложении есть общий второстепенный член. С) Союз соединяет два назывных предложения.
Тест 5) Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Кончился величественный лес ( ) и ударила в глаза росистая яркость лугов. яркость лугов. А) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. запятая. В) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. С) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 6) Укажите, в каком предложении нет пунктуационных ошибок. А) Однажды, к нам зашёл сосед и пригласил нас на рыбалку. В) Пожалуй, ничто не предвещало беды и не было повода расстраиваться. С) Котёнок помяукал жалобно и я взяла его на руки.
Тест 7) Укажите сложное предложение, в котором следует поставить запятую на месте пропуска. А) Оля припомнила тот день, когда мы побывали в зверинце ( ) и нас напугал медведь. В) Заботиться о природе родного края должны и взрослые ( ) и дети. С) Поздно вечером я услышал раскаты грома ( ) и всю ночь лил дождь. 8) Укажите, в каком предложении перед союзом И следует поставить запятую. поставить запятую. А) Пришло лето и вновь детвора отдыхает. В) Когда мы приехали в деревню, нас поразил удивительно чистый воздух и всем захотелось поскорее искупаться в чистый воздух и всем захотелось поскорее искупаться вречке. С) Я люблю кататься на лошадях и имею возможность заниматься верховой ездой на ипподроме.
Тест 9) Укажите, в каком предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложносочинённого. А) Я мечтаю попасть в Египет, чтобы полюбоваться знаменитыми пирамидами и покататься на верблюдах. В) Очевидно, бабушка была права и я напрасно оскорбил её упрёком. С) Повсюду был слышен стук топоров и визг пил. 10) Укажите, в каком предложении допущена пунктуационная ошибка. пунктуационная ошибка. А) И отец, и мама были рады возвращению сына из санатория. В) Приютив бездомного котёнка, Никита обрёл душевное спокойствие и каждый день он ощущал ответственность за маленького питомца. С) Иногда, мы забываем изученные правила и поэтому допускаем ошибки.
Проверь себя 1 – С 2 – В 3 – С 4 – В 5 – А 6 – В 7 – С 8 – А 9 – В 10 - С Оцени себя Нет ошибок – «5» (Молодец! Умница!) 1-2 ошибки – «4» (Будь внимательнее) 3-5 ошибок – «3» (Стоит тщательно поработать над ошибками) Более 6 ошибок – См (Не расстраивайся, вместе разберёмся) В журнал выставляется оценка по желанию ученика.
Домашнее задание (по выбору) 1)Выписать из произведений русских поэтов и прозаиков 10 предложений (с указанием автора) на изученные на уроке правила. 2) Составить тематическую книжку - «малышку» из 5-10 страниц с примерами на изученные на уроке правила и иллюстрациями к ним. 3) Составить свой т е с т из 5 заданий на изученные на уроке правила.