Паттерны построения эффективного процесса разработки © ScrumTrek.ru, 2009 Асхат Уразбаев ScrumTrek
Асхат Уразбаев Agile Coach Тренер и консультант по Agile Совладелец компании ScrumTrek Основатель и координатор сообщества AgileRussia
Процесс © ScrumTrek.ru, 2008 $ CEO Маркетинг PM Разработчики Тестировщики Аналитик
Коммуникации Ответственность © ScrumTrek.ru, 2009
Дисфункция 1. Проблема коммуникаций Заказчик не знает, как идет разработка Разработчики не понимают, зачем нужна система Тестировщики узнают о требованиях от программистов Аналитики не видят готовую систему © ScrumTrek.ru, 2009
Дисфункция 2. Ответственность !не равна= полномочиям Команда не соблюдает сроки разработки А оценкой работ занимается заказчик Менеджер проекта отвечает за продуктивность команды Но не может вводить и выводить людей из проекта Тест-менеджер отвечает за качество продукта Но не может отменить релиз продукта © ScrumTrek.ru, 2009
Дисфункция 3 Отсутствие commit Заказчик работает "по-agile Но не знает, что это такое Аналитик отвечает за управление требованиями Но не считает себя обязанным это делать © ScrumTrek.ru, 2009
Дисфункция 4. Отсутствие средств/возможностей (Ответсвенный не может достичь цели/решить проблему из-за отсутствия средств/возможностей) В команде нет специалиста по пользовательским интерфейсам Нет нужного сервера или продукта Не ведется проектная документация © ScrumTrek.ru, 2009
Чеклист Role. Есть ли ответственный за решение проблемы? Commit. Он знает, что он ответственный? Знает ли он область своей ответственности? Openness. Все ли заинтересованные (ЗЛ) лица знают, кто ответственный? Rights. Имеет ли ответственный эксклюзивные права на принятие решений в его области ответственности? FUN. Получает ли ответственный удовлетворение от решения проблемы? Means. Есть ли у него все необходимые средства для решения проблемы (навыки и знания, информация, инструменты)? Communication. Все ли ЗЛ информируются о том, как проблема решается? Feedback. Существует ли постоянная обратная связь по результатам работы? © ScrumTrek.ru, 2009
«Классический» менеджер проекта: управление ответственностью Role. Умеет делегировать Commit. Получает commit от ответственного Openness. Информирует заинтересованные лиц Rights. Передает эксклюзивные права на принятие решений в его области ответственности FUN. Побеспокоится о том, что ответственный получает удовлетворение от решения проблемы Means. И о том, что у него есть средства решения проблемы Communication. Создает "инструмент" постоянной передачи информации ЗЛ Feedback. Осуществляет постоянную и мгновенную обратную связь по результатам работы © ScrumTrek.ru, 2009
Дисфункция 5. Проблема взаимозависимости К пуговицам претензии есть? "Настоящие Программисты не тестируют!" "А у меня на машине все работает!" "Настоящий мужик свои проблемы решает сам!" Проблема общей ответственности © ScrumTrek.ru, 2009
Команда … небольшая группа людей с дополняющими навыками, с общей целью, стремящаяся улучшить свою производительность и чувствующая ответственность по отношению к друг другу… Katzenbach, Smith, The Wisdom of Team © ScrumTrek.ru, 2009
Agile: ответственной может быть команда! Общая цель Коллективное принятие решений Доверие Взаимная ответственность Прозрачность © ScrumTrek.ru, 2009
Хорошее решение Push Pull Magic :-)
Чеклист тот же. Решение принимает команда Role. Есть ли ответственный за решение проблемы? Commit. Он знает, что он ответственный? Знает ли он область своей ответственности? Openness. Все ли заинтересованные (ЗЛ) лица знают, кто ответственный? Rights. Имеет ли ответственный эксклюзивные права на принятие решений в его области ответственности? FUN. Получает ли ответственный удовлетворение от решения проблемы? Means. Есть ли у него все необходимые средства для решения проблемы (навыки и знания, информация, инструменты)? Communication. Все ли ЗЛ информируются о том, как проблема решается? Feedback. Существует ли постоянная обратная связь по результатам работы? © ScrumTrek.ru, 2009
Лечение «инфекций» в Agile Наладим обмен веществ информацией Короткие итерации, Daily Scrum, планирование, демонстрации и т.д. Повысим иммунитет самоорганизацию команды Коллективное принятие решений, прозрачность, Shared Vision, ретроспектива и т.д. © ScrumTrek.ru, 2009
Средства Регламент Артефакты Визуальные чарты Инструменты Навыки и знания © ScrumTrek.ru, 2009
Регламент Обязательные для выполнения правила Примеры Проводить Code Review перед коммитом Daily Scrum начинается в утра Scrum Master меняется каждую итерацию © ScrumTrek.ru, 2009
Артефакты Документ Word, Wiki, Sharepoint, text и т.д. Примеры Vision, SRS, Use Case Model, Architecture Notebook etc. Product Backlog, Iteration Plan и т.д. © ScrumTrek.ru, 2009
Визуальные чарты Средства коммуникации, выставленные на всеобщее обозрение Пример TaskBoard, BurnDown chart, Release Backlog etc. © ScrumTrek.ru, 2009
Инструменты Программные продукты Пример Jira, Visual Studio, CruiseControl, FXCop, Resharper, IntelliJ IDEA etc. © ScrumTrek.ru, 2009
Навыки и знания © ScrumTrek.ru, 2009 Примеры Test Driven Development, Continuous Integration, Use Case Modeling Умение общаться с заказчиком Умение проектировать пользовательские интерфейсы Умение проектировать архитектуру систем
Внешние препятствия © ScrumTrek.ru, 2009
«Токсины» Внешние по отношению к команде ограничения, влияющие на эффективность обмена информацией или правильное разделение ответственности © ScrumTrek.ru, 2009
Примеры токсинов Эффективность коммуникации Распределенная разработка Языковой барьер Разница во времени Удаленный заказчик "Отдел тестирования" Разделение ответственности Персональное бонусирование "Пошареные" члены проектной команды Проекты Fixed Price © ScrumTrek.ru, 2009
Работа с токсинами Обмен информацией Лечение. Убрать токсин Купирование. Средства, облегчающие обмен информацией Документация (Wiki, Word, Sharepoint, Scrum Notes etc) Коммуникация (skype, videoconference, и т.д.) Личные контакты (командировки, видео, «тимбилдинг») Разделение ответственности Лечение. Убрать токсин Купирование. Прокси - ответственный © ScrumTrek.ru, 2009
Качество и изменчивость © ScrumTrek.ru, 2009
Интересы БИЗНЕСА Придумываем БЫСТРО Разрабатываем СРАЗУ Выкладываем НЕМЕДЛЕННО © ScrumTrek.ru, 2008
Итог Нет плана Нет взаимодействия Плохой код © ScrumTrek.ru, 2008
Интересы разработки Придумываем ДОЛГО Разрабатываем ТЩАТЕЛЬНО Выкладываем НЕ СКОРО © ScrumTrek.ru, 2008
Итог Тщательное планирование Тяжелые инженерные решения Слабая связь с рынком © ScrumTrek.ru, 2008
Примеры дисфункций Объем документации Требования плавают в течении итерации Никто не помнит почему мы приняли такие странные решения Очень много переделок, которые можно было избежать Качество кода Долгий полный цикл тестирования Много «наведенных» дефектов Время на исправление дефекта невозможно оценить © ScrumTrek.ru, 2009
Проблема баланса интересов разработки и бизнеса Проблема осознается, когда уже поздно что либо принимать В этой области "здравый смысл" работает плохо © ScrumTrek.ru, 2009
Физическая форма Проблемы объема жира документации Проблемы качества мышечной массы кода © ScrumTrek.ru, 2009
Паттерны решения проблемы Принципы: решение принимается заранее (раз и навсегда) Принципы качества Scrum We do not compromise quality! Continuous Testing Extreme Programming Keep It Simple You Aint Gonna Need It © ScrumTrek.ru, 2009
Инструменты управления качеством в agile Технологический долг Definition Of Done Test Driven Development Continuous Integration Pair Programming © ScrumTrek.ru, 2009
Коммуникации в проекте © ScrumTrek.ru, 2009
Набор физической формы Как правило, длительный процесс Нужно планировать работу над формой Обязательно осознавать свои возможности Процесс набора должен быть облегчен по максимуму © ScrumTrek.ru, 2009
Управление продуктом © ScrumTrek.ru, 2009
Цель улучшения процессов разработки в проекте Эффективное достижение бизнес целей проекта © ScrumTrek.ru, 2009
Эффективность = соблюдение ограничений © ScrumTrek.ru, 2009
Явные ограничения Разработка с использованием технологий Microsoft Использование «нашего» фреймворка Обойтись существующей командой Уложиться в бюджет © ScrumTrek.ru, 2009
Неявные, но подразумеваемые ограничения Соблюдение УК РФ Отсутствие несчастных случаев Заказчик должен быть доволен © ScrumTrek.ru, 2009
НЕявные и НЕподразумеваемые ограничения Архитектура должна быть «крутая» Менеджер должен получить повышение после проекта Наш отдел должен получить всю славу © ScrumTrek.ru, 2009
«Неврологические» дисфункции Бизнес-цель неясна Бизнес-цель недостижима Бизнес-цель отсутствует Ограничения эффективности несовместны © ScrumTrek.ru, 2009
Развитие идеи Сделать каталог процессных дисфункций Собрать best practices лечения Подробности тут: © ScrumTrek.ru, 2009
Конец Будьте здоровы! Вопросы? © ScrumTrek.ru, 2009