Методы обучения.
Метод обучения (от греческого metodos – буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. А.В. Хуторской: Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Классификация методов обучения (по Ю.К.Бабанскому) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности По источнику передачи и восприятия учебной деятельности По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятель ности мышления По степени управления учебной деятельности СловесныеНаглядные Практические ПрактическиеИндуктивныеДедуктивныеРепродуктив-ныеПроблемно-поисковые Под руководством учителяСамотоятель- ная работа учащихся
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования Методы стимулирования интереса к учению интереса к учению Методы стимулирования Методы стимулирования ответственности и долга ответственности и долга Познавательные игры Учебные дискуссии Эмоционально-нравственныеситуации Организационно- деятельностные игры Убеждение в значимости учения Предъявление требований Поощрения и наказания
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля Индивидуальный опрос Фронтальный опрос Устный зачёт Устный экзамен Письменные контрольные работы Письменный зачёт Письменный экзамен Письменные работы Машинный контроль Контрольно- лабораторный контроль
Выбор методов обучения
Критерии, влияющие на выбор методов обучения Соответствие целям и задачам обучения и развития Соответствие целям и задачам обучения и развития Соответствие содержанию темы урока Соответствие содержанию темы урока Соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса Соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса Соответствие имеющимся условиям и отведённому для обучения времени Соответствие имеющимся условиям и отведённому для обучения времени Соответствие возможностям самих учителей Соответствие возможностям самих учителей Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого- педагогической подготовки Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого- педагогической подготовки
Связь содержания и методов обучения Содержание – чему учить Содержание – чему учить Метод – как учить Метод – как учить
При каком содержании учебного материала рационально применять методы Словесный – когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер Словесный – когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер Наглядный – когда содержание может быть представлено в наглядном виде Наглядный – когда содержание может быть представлено в наглядном виде Практический – когда содержание включает практические упражнения и проведение практических работ Практический – когда содержание включает практические упражнения и проведение практических работ Репродуктивный – когда содержание слишком сложно или весьма просто Репродуктивный – когда содержание слишком сложно или весьма просто Поисковый – когда содержание имеет средний уровень сложности Поисковый – когда содержание имеет средний уровень сложности