ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Знания устаревают весьма быстро, тогда как способы деятельности – значительно медленнее. Т.И.Шамова.
Проект это предварительный, предположительный текст какого-либо акта, документа и т.п., замысел. (Словарь иностранных слов. М., 1952). Метод проектов это целенаправленная учебная школьная или внешкольная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной, интегрированной надпредметной основе. Учебный проект это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность учащихся, подразумевающая: –поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала; –выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей; –социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию. «Анатомия» учебного проекта
Требования к использованию проектов 1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения. 2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры и т.д.) 3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время. 4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределение ролей). 5.Использование исследовательских методов, что предполагает: –определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; –выдвижение гипотезы их решения; –обсуждение методов исследования; –оформление конечных результатов; –анализ полученных данных; –подведение итогов; –корректировка; –получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода « мозговой атаки», « круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.)
Этапы проектной деятельности Разработка проектного задания Выбор темы проекта Выделение подтем в теме проекта Формирование творческих групп Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы Разработка проекта Определение форм выражения итогов проектной деятельности Оформление результатов Презентация Рефлексия
Классификация проектов По предметно-содержательной области Исследовательские Творческие Ролевые, игровые Информационные Практико-ориентированные
Классификация проектов По доминирующей в проекте деятельности Надпредметные: школьный пресс-центр школьный театр Монопроекты (в рамках одного предмета) Межпредметные: экологический центр консультативный центр -стартовый -опережающий -рефлексивный - итоговый
Классификация проектов По характеру контактов Региональные Внутренние Международные
Классификация проектов По количеству участников Групповые ИндивидуальныеЛичностные («Я+Я») Парные
Классификация проектов По продолжительности выполнения проектов Средней продолжительности (от недели до месяца) Краткосрочные (несколько уроков) Долгосрочные (от месяца до нескольких)
В какой форме лучше всего проводить презентацию проектов?