И.А. Вальдман Зав. лабораторией контроля и мониторинга в образовании Института управления образованием РАО Использование результатов итоговой аттестации в управлении образованием Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Институт управления образованием РАО Межрегиональное совещание «Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в 2010 году в рамках построения ОСОКО» 9 ноября 2010 года
Институт управления образованием РАО Контекст: российская ситуация 2 Вопрос использования результатов измерений становится всё более значимым; Развиваются региональные системы ОКО; Созданы региональные Центры ОКО; Проводятся различные региональные мониторинги; Формируются команды региональных специалистов в области ОКО.
Институт управления образованием РАО Условия использования данных 3 Стратегия ОКО – Контроль или Поддержка Контроль Для наложения санкций и раздачи поощрений Нет права на ошибку ОУ не заинтересовано в обнаружении проблем Поддержка Оказание содействия ОУ и муниципалитетам в преодолении существующих проблем Есть право на ошибку. Неудача – сигнал для оказания помощи. ОУ заинтересовано в обнаружении проблем
Институт управления образованием РАО Условия использования данных 4 Сочетание различных методов оценки и учёт контекстных факторов Невозможно принимать «сложные» решения на основании данных одного вида «Простые» решения Итоговая государственная аттестация по предмету. Как учителю и школе организовать работу «над ошибками» Более «сложные» решения Выбор профиля обучения в старшей школе «Сложные» решения Оценка качества работы учителя Оценка эффективности работы школы
Институт управления образованием РАО Условия использования данных 5 Федеральная координация – наличие методологической основы организации, проведения и использования результатов измерений Наличие надёжной стандартизированной процедуры проведения экзамена Представительная выборка Использование данных в динамике …
Институт управления образованием РАО Модель использования данных 6 От линейного рейтинга к кластерному сравнению и анализу факторов Кластерн. анализ «Слабые» школы Анализ факторов Меры поддержки Оценка ГИА-9
Институт управления образованием РАО Кластерный анализ Модель использования данных 7 Анализ факторов Самооценка школы Опросы потребителей услуг Внешний аудит Данные исследований Статистика … Анализ факторов Самооценка школы Опросы потребителей услуг Внешний аудит Данные исследований Статистика … Ш1.1________ Ш1.2________ Ш1.3________ …….. Ш1.14_______ Ш1.15_______ К1 Ш2.1________ Ш2.2________ Ш2.3________ …….. Ш2.21_______ К2 Ш3.1________ Ш3.2________ Ш3.3________ …….. Ш3.11_______ Ш3.12_______ К3 «Слабые» школы Ш1.14, Ш1.15, Ш2.21, Ш3.11, Ш3.12 ……….. «Слабые» школы Ш1.14, Ш1.15, Ш2.21, Ш3.11, Ш3.12 ………..
Институт управления образованием РАО Возможные варианты использования результатов 8 Аттестация школьника – освоение выпускником программы основного общего образования; Методический анализ результатов выполнения заданий экзамена для использования в рамках системы ПК на уровне региона, муниципалитета и школы; Выбор школьником профиля обучения в старшей школе и формирование ОУ профильных классов;
Институт управления образованием РАО Возможные варианты использования результатов 9 Учёт при аккредитации ОУ и аттестации педагогов, если соблюдается ряд условий (стнадартизированная процедура, представительная выборка, учитываются дополнительные данные и результаты работы работы педагога); Организация общественной оценки и обеспечение подотчётности школы. Представление результатов ГИА-9 (наряду с другими результатами работы школы) на сайте и в публичном докладе ОУ.