Компетентностно-ориентированное образование Ключевые компетентности как образовательный результат. Оценка уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся. Автор: Симонова Т.В. зам.директора по ИТ МОУ Алексеевская СОШ «Образовательный центр»
Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия.
В процессе проектной деятельности оценивается компетентность решения проблем (собственных проблем). Также можно выявить уровень сформированности информационной и коммуникативной компетентностей. Объектами оценки являются: портфолио проектной деятельности учащегося, портфолио проектной деятельности учащегося, презентация продукта, презентация продукта, наблюдение за работой в группе, наблюдение за работой в группе, наблюдение за консультацией. наблюдение за консультацией. Субъекты оценки презентации: руководитель, руководитель, учителя, учителя, учащиеся, учащиеся, родители. родители. Наблюдение и оценку рабочих листов портфолио проектной деятельности проводит только руководитель проекта.
Продукт, полученный учащимся, не является объектом оценки! Получение учащимся продукта является обязательным, так как это единственное свидетельство того, что проект состоялся, а значит, деятельность учащегося может быть оценена.
Нормативная база организации проектной деятельности Положение о проектной деятельности. Положение о проектной деятельности. Функциональные обязанности координатора проектной деятельности. Функциональные обязанности координатора проектной деятельности. Функциональные обязанности руководителя проектов. Функциональные обязанности руководителя проектов. Положение о системе оценок, форме, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Положение о системе оценок, форме, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Положение о консультировании в рамках проектной деятельности. Положение о консультировании в рамках проектной деятельности. Учебный план. Учебный план. Приказ о тарификации руководителей проектов. Приказ о тарификации руководителей проектов.
Алгоритм организации проектной деятельности 1. Утверждение Учебного плана. 2. Определение тематических полей проектов учащимися и формирование списков групп учащихся по руководителям проектов до 30 сентября (30 января). 3. Издание приказа «О тарификации часов проектной деятельности на 1 (2) полугодие учебного года» (30 сентября/30 января). 4. Утверждение графиков работы кабинетов информатики, медиатеки, библиотеки, графика консультаций учителей-предметников. 5. Проектная деятельность учащихся с 1 октября по 30 декабря (с 1 февраля по 25 мая). 6. Организация промежуточного контроля и методической поддержки 7. Организация презентационных сессий (1, 2 неделя декабря/1, 2 неделя мая). 8. Подведение итогов проектной деятельности (январь, май)
Контроль и инспектирование Месяц Наименование мероприятий СЕНТЯБРЬ Проверка схемы «ПРОБЛЕМА-ЦЕЛЬ- ПРОДУКТ» по каждому проекту на предмет соответствия технологии метода проектов. НОЯБРЬ Выборочная проверка рабочих листов портфолио с целью выявления трудностей при заполнении и при оценке компетентности решения проблем. ДЕКАБРЬ Организация презентационной сессии и обязательное участие на презентациях продуктов. ЯНВАРЬ Анализ рабочих листов портфолио и оценочных бланков на предмет соответствия. Проверка журналов консультаций руководителей проектов, журналов консультаций учителей-предметников
Методическая поддержка Тематика семинаров: Метод проектов – базовая технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Метод проектов – базовая технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Организационные изменения в образовательном процессе, необходимые для введения проектной деятельности. Организационные изменения в образовательном процессе, необходимые для введения проектной деятельности. Роль учителя в организации педагогического сопровождения проекта, документация учителя и учащегося. Роль учителя в организации педагогического сопровождения проекта, документация учителя и учащегося. Постановка проблемы, целеполагание, определение продукта проектной деятельности. Постановка проблемы, целеполагание, определение продукта проектной деятельности. Система оценивания достижений учащихся при работе над проектом. Система оценивания достижений учащихся при работе над проектом. Анализ деятельности учащегося в ходе работы над проектом, проблемы педагогического сопровождения. Анализ деятельности учащегося в ходе работы над проектом, проблемы педагогического сопровождения. Роль учителя в формировании коммуникативной компетентности, требования к проведению презентации. Роль учителя в формировании коммуникативной компетентности, требования к проведению презентации.
Методическая поддержка Тематика семинаров: Роль учителя в организации педагогического сопровождения проекта, документация учителя и учащегося. Роль учителя в организации педагогического сопровождения проекта, документация учителя и учащегося. Алгоритм введения рабочих листов портфолио в проектной деятельности учащихся: заполнение рабочих листов I-III группы. Анализ ситуации, постановка проблемы, планирование деятельности. Алгоритм введения рабочих листов портфолио в проектной деятельности учащихся: заполнение рабочих листов I-III группы. Анализ ситуации, постановка проблемы, планирование деятельности. Алгоритм введения рабочих листов портфолио в проектной деятельности учащихся: заполнение рабочих листов IV-VI группы. Система оценивания достижений учащихся при работе над проектом. Алгоритм введения рабочих листов портфолио в проектной деятельности учащихся: заполнение рабочих листов IV-VI группы. Система оценивания достижений учащихся при работе над проектом. Роль учителя в формировании коммуникативной компетентности, требования к проведению презентации. Роль учителя в формировании коммуникативной компетентности, требования к проведению презентации.
Оценка уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся «Отслеживая уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся в ходе выполнения проекта применяют внутреннюю и внешнюю оценки. Внутренняя оценка производится на основании оценивания рабочих листов проектной деятельности, наблюдения за презентацией, консультацией и групповой работой. Оценка осуществляется руководителем проекта, однако критерии данной оценки известны ученику, и он самостоятельно может отслеживать собственное продвижение. Данная оценка является субъективной и не может использоваться для контроля качества работы на школьном и региональном уровне. Внутренняя оценка иначе называется формирующей. Внешняя оценка представлена стандартизированным тестом и используется для выяснения уровня освоения ключевых компетентностей учащихся класса, параллели и школы, являясь важным инструментом управленческого воздействия.» 1 1. И.С. Фишман. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей
Устная презентация Объектом оценки является презентация проекта (публичное выступление учащегося). Основанием оценки – результаты наблюдения руководителя проекта. Для всех уровней обязательным является соблюдение норм русского языка в монологической речи!
1 балл: учащийся с помощью учителя заранее составляет текст своего выступления, во время презентации обращается к нему. 2 балла: ученик предварительно с помощью учителя составляет план выступления, которым пользуется в момент презентации.
3 балла: ученик самостоятельно готовит выступление. 4 балла: в монологе ученик использует для выделения смысловых блоков своего выступления вербальные средства (например, обращение к аудитории) или паузы и интонирование.
5 баллов: ученик либо использовал жестикуляцию, либо подготовленные наглядные материалы, при этом инициатива использования их исходит от учителя – руководителя проекта. 6 баллов: ученик самостоятельно подготовил наглядные материалы для презентации или использовал невербальные средства.
7 баллов: ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем, например, проведение аналогий, доказательства от противного, сведение к абсурду или риторические вопросы, восклицания, обращения. 8 баллов: ученик самостоятельно реализовал логические и риторические приемы.
Ответы на вопросы 1 балл: ученик в ответ на уточняющий вопрос повторяет фрагмент своего выступления, при этом он может обращаться за поиском ответа к подготовленному тексту. 2 балла: при ответе на уточняющий вопрос ученик приводит дополнительную информацию, полученную в ходе работы над проектом, но не прозвучавшую в выступлении.
3 балла: ученику задается вопрос на понимание, в ответе он либо раскрывает значение терминов, либо повторяет фрагмент выступления, в котором раскрываются причинно-следственные связи. 4 балла: при ответе на вопрос на понимание ученик дает объяснения или дополнительную информацию, не прозвучавшую в выступлении.
5-6 баллов: вопрос, заданный в развитие темы, нацелен на получение принципиально новой информации, поэтому для получения 5 баллов достаточно односложного ответа по существу вопроса, для 6 баллов требуется развернутый ответ по существу вопроса.
7 баллов: допускается, что при ответе на вопрос, заданный на дискредитацию его позиции, ученик может уточнить свое понимание вопроса, если это необходимо; при ответе он обращается к своему опыту или авторитету (мнению эксперта по данному вопросу и т.п.) или апеллирует к объективным данным (данным статистики, признанной теории и т.п.) 8 баллов: свое отношение к вопросу ученик может высказать формально (например, поблагодарить за вопрос, прокомментировать его), так и содержательно (с какой позиции задан вопрос, с какой целью и т.п.), в любом случае, необходимо, чтобы при ответе ученик привел новые аргументы.