Основная образовательная программа НОО разрабатывается каждым образовательным учреждением: Закон РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. 373 Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования
Образовательная программа - основополагающий документ, который определяет приоритетные направления функционирования и развития образовательного учреждения. Общая оценка ФГОС и программы – позитивная: - внимание к содержанию и качеству образования; - поддержка тенденций реализации развивающего личностно ориентированного обучения; - структурная целостность программы…
При разработке программы используются следующие документы: Федеральный государственный образовательный стандарт Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Программа развития образовательного учреждения Учебно – методический комплект
Образовательная программа содержит: - обязательную часть (80% содержания программы), которая включает в себя требования Стандарта и Примерной программы; - вариативную часть (20% содержания программы) - используемый УМК и специфика: региона, муниципалитета, образовательного учреждения. Соотношение 80/20 предлагается использовать для каждого раздела программы.
- пояснительная записка; - планируемые результаты освоения программы; - учебный план начального общего образования; - программа формирования УУД; - программы учебных предметов; -программа духовно-нравственного развития, воспитания; - программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; - программа коррекционной работы; - система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
- введение; - цели и задачи реализации программы; - принципы и подходы к формированию программы; - общая характеристика программы; - состав участников образовательного процесса.
При разработке пояснительной записки дополнительно используются: - цели и задачи применяемого УМК; - цели и задачи образовательного учреждения с учетом его вида и (или) стратегии развития (согласно программе развития); - региональные (муниципальные) особенности.
2. Определение планируемых результатов: Личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные. Предполагается экспертная оценка существующих вариантов планируемых результатов
3. Учебный план начальной школы 2 варианта: - БУП-2004 (приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. 1312) - БУП-2010 (в качестве проекта-ориентира, представлен в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения)
Учебный план определяет : - Общий и максимальный объём нагрузки учащихся; - состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности. Части учебного плана: 1. Обязательная 2. Формируемая участниками образовательного процесса (вариативная) 3. Внеурочная, ее характеристики: - это вариативная часть; - она не входит в максимально допустимую недельную нагрузку; - обязательная для финансирования.
Внеурочная деятельность как часть учебного плана организуется по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Размещение внеурочной деятельности в учебном плане подчеркивает ее связь с учебной нагрузкой учащихся. Два варианта проектирования внеурочной деятельности: один УМК или несколько УМК.
4. Программа формирования УУД включает в себя: - ценностные ориентиры содержания образования; - характеристики УУД и типовые задачи их формирования; - преемственность УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Это основа структуры программы формирования УУД.
5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы
6. Проектирование программы духовно-нравственного воспитания предусматривает использование: - возможностей применяемого УМК - воспитательного потенциала образовательного учреждения - взаимосвязи направлений воспитания, ценностных установок, планируемых результатов и форм воспитания. Задача образовательного учреждения определение тематики и сроков реализации воспитательных мероприятий.
7. Проектирование программы формирования культуры здорового образа жизни предполагает : - использование инварианта целей и задач, структуры системы работы; - опору на потенциал, возможности используемого УМК (или вариантов УМК); - существующие традиции, опыт работы образовательного учреждения. Задача образовательного учреждения определение тематики и сроков реализации здоровьесберегающих мероприятий
8. Программа коррекционной работы создается совместно с педагогами-психологами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, учителями физкультуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа может включать в себя 5 модулей: - концептуальный - диагностико-консультативный - коррекционно-развивающий - лечебно-профилактический - социально-педагогический
Программа коррекционной работы предусматривает использование следующих документов: карта медико-психолого-педагогического сопровождения диагностическая карта школьных трудностей индивидуальный образовательный маршрут дневник наблюдений.
9. Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: происходит в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: - личностные результаты (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) не подлежат итоговой оценке; - объект оценки метапредметных результатов регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД (оценка умения учиться); - оценка предметных результатов происходит по отдельным предметам