1 ТЕМА ВЕБИНАРА: "Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия граждан и ОМСУ". СРОО ИЭКА «ПОВОЛЖЬЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН И ОМСУ» Ведущий: Роман Владимирович Девятов, директор Самарского Правозащитного Центра, член Общественного Совета при Думе городского округа Самара.
2 Договоримся о ключевых понятиях ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - участие в общей работе, деятельности, сотрудничество (современный Экономический словарь). ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - краткосрочное сотрудничество неравных по своим возможностям участников в локальных целях (например, для реализации одного проекта, проведения одной акции и т.п.) (определение, разработанное участниками семинаров). ГРАЖДАНИН - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству (Современный словарь юридических терминов). ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (Федеральный закон от N 131-ФЗ).
3 УСТАНАВЛИВАЕМ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – это совместное действие для достижения цели. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРАВОВОЙ ПЛОСКОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРАВОВОЙ ПЛОСКОСТИ - это правоотношения, то есть отношения двух и более субъектов по поводу реализации их прав. ПРАВООТНОШЕНИЯ – это у регулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей (Современный словарь юридических терминов)., ПРАВООТНОШЕНИЯ = (равны ПО СУТИ) ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ, Следовательно, ПРАВООТНОШЕНИЯ = (равны ПО СУТИ) ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ, А ПО ЛОГИКЕ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОНЯТИЕ ОБЩЕЕ, А ПРАВООТНОШЕНИЕ БОЛЕЕ УЗКОЕ. ОБЩЕЕ РАЗНИЦА у правоотношений – есть предмет, у взаимодействия есть цель, они совпадают у правоотношений есть ограничитель в виде права, выраженный в НПА, а у взаимодействия такого ограничителя нет
4 Взаимодействие гражданина и ОМСУ Конституция РФ Статья 32 Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Конституция РФ Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
5 Результат взаимодействия гражданина и ОМСУ Предоставление информации/отчета. Выяснение позиции другой стороны (опрос/слушание). Решение частного вопроса. Совместный разовый проект. Долгосрочное сотрудничество с регулярными результатами. Предлагаю продолжить список в чате….
6 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН И ОМСУ. ЗАДАНИЕ Предлагаю вспомнить и назвать … ЧАТ К ВАШИМ УСЛУГАМ
7 НПА, регулирующие взаимодействие граждан и ОМСУ (по юридической силе) Конституция. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Закон Самарской области от 11 февраля 2004 г. N 12-ГД «О местном референдуме Самарской области». Устав муниципального образования. Иные НПА. ЖЕЛАЕТЕ ПРОДОЛЖИТЬ СПИСОК? ПИШИТЕ В ЧАТ.
8 Пример городского округа Самара: Постановление Самарской Городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 184 «Об Общественном совете при Думе городского округа Самара». Постановление Главы городского округа Самара от 4 февраля 2009 г. N 95 «О взаимодействии Администрации городского округа Самара с некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории городского округа Самара». В Вашем муниципальном образовании принят отдельный НПА по взаимодействию граждан и ОМСУ или НКО и ОМСУ? ?
9 ПРИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОМ ОМСУ: Совещательно-консультационный орган ПОЛОЖЕНИЕ 1.1.Общественный Совет при Думе городского округа Самара (далее - Совет) является постоянно действующим коллегиальным экспертно-консультативным и совещательным органом Совет осуществляет свою деятельность на общественных началах, не является юридическим лицом и самостоятельной общественной организацией Совет образован в целях реализации Соглашения о взаимодействии Думы городского округа Самара (далее - Думы) и негосударственных некоммерческих организаций Совет руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общественных объединениях", Федеральным законом "О некоммерческих организациях", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Самарской области, органов местного самоуправления, а также настоящим Положением Совет не обладает властными полномочиями по отношению к его членам Порядок формирования и деятельность Совета основаны на принципах равноправия и добровольности его членов, законности, коллегиальности и гласности.
10 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОВЕТА повышение роли негосударственных некоммерческих организаций в процессе выработки решений, принимаемых Думой; совместное обсуждение проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Думой; выработка рекомендаций по определению основных направлений совершенствования федерального законодательства, законодательства Самарской области и нормативной правовой базы, формируемой органами местного самоуправления; обсуждение иных вопросов, имеющих важное значение для развития городского округа Самара и требующих правового регулирования. ПРИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОМ ОМСУ: Совещательно-консультационный орган
11 Извлечение из Постановления Главы городского округа Самара от 4 февраля 2009 г. N 95 "О взаимодействии Администрации городского округа Самара с некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории городского округа Самара". ПРИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ОМСУ: 2.1. Цели взаимодействия Администрации городского округа Самара с некоммерческими организациями: совместные согласованные и скоординированные действия, способствующие социально-экономическому развитию городского округа Самара; углубление процессов демократизации общества, упрочение институтов гражданского общества; повышение общественного самосознания и гражданской активности; создание действенных механизмов включения потенциала гражданского сообщества в разработку и внедрение социально значимых программ и инновационных проектов, формирование общественного социального заказа;
12 ПРИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ОМСУ: 2.1. Цели взаимодействия Администрации городского округа Самара с некоммерческими организациями: укрепление принципов социального партнерства Администрации городского округа Самара и некоммерческих организаций; снижение социальной напряженности, появление новых рабочих мест в некоммерческом секторе экономики, улучшение подготовки кадрового потенциала и формирование кадрового резерва в городском округе Самара; улучшение имиджа городского округа Самара в Самарской области и среди регионов Российской Федерации; привлечение дополнительных ресурсов в развитие социальной сферы; повышение благосостояния населения городского округа Самара; повышение доверия к деятельности Администрации городского округа Самара и иных органов местного самоуправления. Извлечение из Постановления Главы городского округа Самара от 4 февраля 2009 г. N 95 "О взаимодействии Администрации городского округа Самара с некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории городского округа Самара".
13 Проблемы которые возникают при взаимодействии они сосредоточены в части правового регулирования, взаимодействия граждан и ОМСУ
14 Критерии хорошего НПА с позиции гражданина 1.Понятность положений НПА для граждан. 2.Четкая структура НПА 3.Источники финансирования собрания/конференции инициированного гражданами 4.Реалистичность процедур 5.Возможность практического применения 6.Есть словарь терминов, образцы документов
15 Приглашаем в Сообщество ОМСУ.profi Заходите, регистрируйтесь, участвуйте в форуме. До встречи на вебинарах!