Образ дома в произведениях русских писателей. Л.Н. Толстой «Война и мир» И.А. Гончаров «Обломов» Преподаватель: Петухова Т.Б. Выполнила: Усанова Е.Е. 10 класс ГБОУ ЦО 354
Актуальность темы: формирование нравственных ценностей и традиций семьи. Цель работы: изучить описание домов и семей в романах известных русских писателей Л.Н.Толстого и И.Гончарова.
Введение Каждый раз проходя по улицам, я ловлю себя на мысли, что заглядываюсь на окна новых многоэтажных домов или стареньких, почти разрушенных хрущёвок. Что-то тянет меня смотреть в эти маленькие жёлтые квадратики. От них, несмотря на большое расстояние веет теплотой, уютом…
Приходя домой, я окунаюсь с головой только в тот бесконечный уют, в теплоту, в самое дорогое чувство – любовь. Любовь ко всему, что в нём находится, отдельно к каждой самой мелкой детали и ко всему дому в целом. Те простота и спокойствие, которые не найдёшь ни в школе, ни на работе, обязательно обретёшь в своём доме, в своей квартире. Сколько памяти хранит наш дом!!!
Наши квартиры, по сути, хранители традиций, быта. Дом отражает характер той семьи, которая живёт в нём. Именно по этому, на мой взгляд, есть дома полные жизни, энергии, чувств. В них постоянно что-то происходит, в них постоянное движение вперёд, а есть дома, в которых время будто застыло. Остановилось и не хочет никуда идти. В них, как в крепости всё заперто на замки. Там горит свет, но ничего не происходит.
«Война и мир». Л.Н. Толстой В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого представлены именно такие дома- антиподы. Первый дом – дом Ростовых, в котором всегда ощущается полнота жизни, все её проявления, вечное движение и открытость людям. В нём всё делается от души, от самого сердца. Ростовы не боятся показать свои чувства. Если хочется плакать – они плачут, хочется смеяться – смеются. Второй – дом Болконских. Сдержанные в проявлении чувств, закрытые для мира, консервативные. Но то, что находится глубоко внутри этого дома, этой семьи достойно большого, огромного уважения. И жалости, отчасти.
Картины семейной жизни, уклада, быта составили самую сильную, вечно неувядающую сторону «Войны и мира». Семья Ростовых и семья Болконских - новые семейства, которые возникли в итоге долгого пути, пройденного героями, - Пьера Безухова и Наташи, Николая Ростова и княжны Марьи, - запечатлели правду русского жизненного уклада так полно, как только это было возможно в пределах толстовской философии.
Семейные описания всегда имели в «Войне и мире» глубоко русский характер. Какая бы из подлинно живых семей не попала в поле зрения Толстого, это была семья, где ценности нравственные значили много больше, чем земной временный успех, семья открытая, сотнями нитей соединённая с миром, готовая «вобрать» в число домашних, «своих» не одну кровную родню, а всё «население» дворянского дома, ответить любовью каждому, кто с чистым сердцем вошёл с ней в соприкосновение.
А теперь о семье Болконских. Это совсем другая семья, временами кажется – «тяжёлая» и замкнутая семья. Она тоже включает себя, только по-своему, «по-болконски», самых разных людей: от архитектора Михаила Ивановича до учителя маленького Николушки, француза Десаля. Русская широта и открытость Болконских, разумеется, была не для всех без исключения.
Невозможно выразить всё, что думаешь по поводу семейного уклада, описанного в эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Но хочется сказать: в семье появляется земная жизнь, в семье она протекает, и в семье, на руках родных и близких она завершается. В семье получает она родовые неповторимые признаки, всегда блестяще «схваченные» в «Войне и мире». Семья представлялась Толстому своеобразным «перекрёстком» живых эмоций.
И.А. Гончаров. «Обломов» «В гороховой улице, в одном из больших домов,…, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов». Так начинается роман Гончарова «Обломов». И.А.Гончаров прекрасно описывает уклад жизни родителей Обломова, всю обстановку, царившую в Обломовке.
Возможно, что один из главных выводов, который можно вынести из романа, заключается в том, что предназначение Ильи Ильича Обломова в жизни – просто быть хорошим человеком. Он любит и свой дом, и усадьбу своего детства с её патриархальным и каким-то волшебным бытом, любит он и Ольгу Ильинскую, и своего друга Штольца, и слугу Захара, и Агафью Матвеевну, и своего сына Андрея. Я поняла, что роман Гончарова «Обломов» - именно роман о всеобъемлющей любви, то есть о том, чего нам всем так сегодня не хватает.
Вывод Дом – это не только строение, здание, это прежде всего люди, которые в нём живут. Дом – это атмосфера семьи, её традиции, её семейные истории, переходящие из поколение в поколение. У всех наших героев свой Дом. Они родные, эти Дома, семьи, но, как вы заметили, и очень похожи. Они объединены одним: любовью, взаимопониманием, нежностью, доверием, верностью. Всё это объединяет семьи Обломовых, Ростовых, Болконских, потому что люди, которые принадлежат к этим семьям, хоть и разные, хоть и живут в разные эпохи, одинаковы в одном: их благородство, честь, искренность нельзя не заметить. Значит все эти качества оттуда, из Дома, из детства,когда учатся беречь семейные традиции, уважать старших, любить и беречь свой Дом, как самое дорогое, что у нас есть.