Министерство образования и науки Красноярского края Проекты классных руководителей Номинация: Со-бытие «Создание семейного портфолио» Гусева Ирина Борисовна классный руководитель 7 класса Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Самойловская средняя общеобразовательная школа Красноярский край, Абанский район, с. Самойловка, ул. Советская 49 Гражданкин Александр Николаевич
Постановка проблемы Что такое семейная память? Это фотографии, альбомы, письма, воспоминания и многое другое. Для постороннего человека они ничего не значат. Для семьи – это ценности. Необходимо уделять внимание семейной памяти на уроках и во внеурочной деятельности в школе, чтобы помочь сохранить нравственные принципы, которыми мы руководствуемся в жизни. Общение с родителями и детьми, а так же полученные результаты опросов и диагностики детско- родительских отношений указывают на ряд проблем, суть которых кроется в том, что родителям и детям не хватает общего дела, которое сплотило бы семью, способствовало взаимопониманию подростков и их родителей. В моем классе 8 учеников, трое ребят проживает в с. Самойловка, остальные- так называемые привозные дети, что очень затрудняет организовать полноценную работу с родителями. Общешкольные родительские собрания посещают 1-2 родителя. Собрать вместе всех родителей и детей моего класса за парошедшие три года не представилось возможным Стало очевидным, что взаимные интересы детей и родителей являются ресурсом для решения обозначенных проблем. Родилась идея создания семейного портфолио.
Актуальность проекта Родительские собрания показывают, что родителей интересует и волнует внутренний мир собственных детей, их ожидания, надежды, ценности, но душевных разговоров на эти темы не получается: дети, в большинстве своем, не пускают родителей в "свой мир" - как говорится, "нет контакта". Общение с детьми демонстрирует острую потребность последних в общении с родителями, но нет взаимопонимания. Кроме того, дети редко знают все о своей семье, о своих предках, о дальних родственниках.
Основная проектная идея Совместная работа над созданием семейного портфолио детей и их родителей с опорой на методическую поддержку и педагогическое сопровождение классного руководителя способствует: проявлению своей индивидуальности и умению работать в команде; раскрытию творческого потенциала детей (и взрослых); формированию адекватной самооценки у детей и собственной мировоззренческой позици, основанной на проживании своего опыта, понимании и принятии уникальности опыта другого человека; созданию условий для взаимодействия родителей и детей; укреплению семейных отношений, ценностей и традиций, возвращению к историческим корням.
Цель проекта: Мотивация родителей на создание семейного портфолио совместно с детьми.
Задачи проекта 1. Создать атмосферу взаимного доверия и общности интересов взрослых и детей для развития у них навыков партнетских взаимоотношений. 2. Ознакомить родителей с педагогическими задачами, решаемыми в ходе детско- взрослой работы над портфолио семьи. 3. Дать родителям представление о методике семейного портфолио, его роли и месте в формировании семейных ценностей и особенностях совместной работы родителей и детей. 4. Способствовать созданию новой традиции в классе - ежегодного праздника "День семьи". 5. Разработать идею соответствующего блога, благодаря которому в обсуждении темы могли бы принять участие не только ученики и родители класса, но и представители образовательного сообщества района, и даже страны.
Этапы и сроки реализации 1. Выбор рубрик портфолио и темы работы. 2. Сбор материала недели. 3. Выбор и анализ материала - 3-я неделя. 4. Оформление, представление, презентация материала недели. Желательно, чтобы все 5-6 разделов портфолио, выбранные для работы на год, заканчивались презентациями промежуточных результатов. 5. "День семьи" - праздник - презентация работы за год. 6. Создание сайта класса, возможно создание соотвествующего сетевого сообщества.
Ожидаемые результаты и показатели результативности Создание семейных портфолио по следующим рубрикам: "Портретная галерея"; "Тайна моего имени"; " Вот мы какие!" (характеристика по темпераменту, по знаку Зодиака и т. п.); "Моя малая Родина"; "Мои корни" (генеалогическое дерево); "Герб, девиз, гимн или любимая семейная песня. Кодекс чести семьи". "Музей семейных увлечений и хобби"; "Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?"; "Будущее моей семьи. Какое оно?"; "Любимые семейные словечки, выражения, поговорки, пословицы, шутки"; "Профессии, которые мы выбираем"; "Наши мечты"; "Мои друзья и друзья семьи"; "Праздники нашей семьи"; "Песни, которые пели и поют наши дети"; "Семейная память"; " Семейные легенды"; "Семейные заповеди"; "Тайны нашей семьи".
Участники и партнеры проекта школьники, родители учителя все неравнодушные люди
Имеющиеся и необходимые ресурсы Сканер Принтер Фотокамера цифровая Видеокамера цифровая Компьютеры Медиапроектор Интерактивная доска
Механизмы реализации проекта Знакомство родителей с результатами диагностики детско- родительских отношений и принятие совместного решения о создании семейного портфолио. Знакомство родителей с понятием "портфолио", его предполагаемой структурой и содержанием. Определение задач, решение которых необходимо при работе над проектом, и ожидаемого результата. Определение разделов портфолио и планирование работы по их наполнению на текущий год. Обсуждение идеи подготовки и проведения праздника "День семьи" как новой традиции в жизни семьи и школы.
План – карта действий по реализации проекта сбор материала – 1–2 недели; выбор и анализ материала – 3-я неделя; оформление, представление, презентация материала – 4-я неделя.