Тема: Русская лексика с точки зрения её происхождения Преподаватель: Афанасьева Елена Григорьевна, ГБОУ СПО Тольяттинский социально-экономический колледж.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
Advertisements

Обобщение изученного по теме «Лексика» 10 класс. Выполнила: Бабакина Н.И. МОУ «СОШ 55» города Магнитогорска.
Раздел «Лексика и фразеология» Русская лексика, ее происхождение и сферы употребления. Активный и пассивный словарный запас. Учитель русского языка и литературы.
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Учитель начальных классов МОУ СОШ 7 г. Урюпинска Волгоградской области Педагогический стаж 22 года Образование - высшее.
Лексика Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические) Антонимы (контекстуальные) Омонимы (омоформы, омофоны, омографы) Паронимы Однокоренные слова.
Лексика. Лексическая система русского языка. Выполнила: Гафурова Алина Эльдаровна ПСД-115.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
ЛЕКСИКА ЛЕКСИКА ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим.
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Тема. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему Сочинение - рассуждение Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему Знать:Уметь: Создавать.
Заимствованная лексика русского языка. Русская лексическая система в ее современном виде появилась не сразу.
Работа учащейся 8а класса Мовсисян Лилит Учитель: Марченкова И.М.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста Подготовка к сдаче ГИА.
Лексическое богатство русского языка. Что такое богатство языка Лексика – это словарный состав языка Лексика – это словарный состав языка Многозначные.
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Транксрипт:

Тема: Русская лексика с точки зрения её происхождения Преподаватель: Афанасьева Елена Григорьевна, ГБОУ СПО Тольяттинский социально-экономический колледж

Цели занятия: ознакомиться с основными пластами лексики в зависимости от её происхождения; ознакомиться с основными пластами лексики в зависимости от её происхождения; научиться различать исконно русскую и заимствованную лексику; научиться различать исконно русскую и заимствованную лексику; научиться отличать старославянизмы от исконно русских слов; научиться отличать старославянизмы от исконно русских слов; научиться производить лексический разбор текста; научиться производить лексический разбор текста; совершенствовать навыки написания орфограмм «Непроизносимый согласный в корне слова», «Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова», «Приставки на З и С», «Н и НН в суффиксах прилагательных», «Правописание предлогов со словами»; совершенствовать навыки написания орфограмм «Непроизносимый согласный в корне слова», «Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова», «Приставки на З и С», «Н и НН в суффиксах прилагательных», «Правописание предлогов со словами»; работать над развитием речи студентов; работать над развитием речи студентов; совершенствовать навыки публичного выступления. совершенствовать навыки публичного выступления.

Работа по развитию речи: Конструирование предложений Конструирование предложений Определение основной мысли высказывания Определение основной мысли высказывания Комплексная работа Комплексная работа с текстом с текстом

Повторение: Лексическая система русского языка Лексическая система русского языка Художественно-выразительные средства русского языка Художественно-выразительные средства русского языка Сферы употребления русской лексики Сферы употребления русской лексики Активный и пассивный словарный запас Активный и пассивный словарный запас

Ключевые слова: Лексика Лексика Исконно русские слова (общеславянские, восточнославянские, собственно русские) Исконно русские слова (общеславянские, восточнославянские, собственно русские) Заимствованные слова (старославянизмы) Заимствованные слова (старославянизмы)

Эпиграф: Люблю обычные слова, Как неизведанные страны, Они понятны лишь сперва, Потом значенья их туманны. Их протирают, как стекло, И в этом наше ремесло. Д.Самойлов «Слова»

Эпиграф: Докапываемся до смысла слов, Докапываемся до основ, Докапываемся до основ, Докапываемся до истины! Докапываемся до истины!Л.Мартынов «Смысл слов»

Эпиграф: Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней царственное слово. Анна Ахматова.

Карточка 2-а. Заполните схемы. Устно дайте определение данных понятий лексики. Поясните каждое из понятий примерами лексических единиц. СЛОВО ОДНОЗНАЧНОЕ_______?______ С прямым значением ______ ? _____

Карточка 2-б. Заполните схемы. Устно дайте определение данных понятий лексики. Поясните каждое из понятий примерами лексических единиц. СЛОВО ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОЕ _______ ? _______ ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ ____ ? ____ ___ ? ___

Карточка 2-в. Заполните схемы. Устно дайте определение данных понятий лексики. Поясните каждое из понятий примерами лексических единиц. СЛОВО УСТАРЕВШЕЕ ____ ? ____ АРХАИЗМ____ ? ____

Объяснительный диктант: …Слово – Со…нце языковой вселенной: в нём, как в Со…нце, при гр…мадных д…влении и температуре прои(з,с)ходит соед…нение и ра(з,с)пад элементов, а и(з,с)лучения, исх…дящие (от)него, достигают самых отдалё(н,нн)ых уголков языковой вселенной, обеспечивая движение, г…рмонию и жизнь всего, что в ней есть движущегося и ж…вого. …Слово – Со…нце языковой вселенной: в нём, как в Со…нце, при гр…мадных д…влении и температуре прои(з,с)ходит соед…нение и ра(з,с)пад элементов, а и(з,с)лучения, исх…дящие (от)него, достигают самых отдалё(н,нн)ых уголков языковой вселенной, обеспечивая движение, г…рмонию и жизнь всего, что в ней есть движущегося и ж…вого. (Л.Ю.Максимов) (Л.Ю.Максимов)

Лексический разбор текста: Сколько смысла в старинных словах! Сколько с ними забыто напрасно. Я скажу тебе: «Свет ты мой ясный!» - Как свечу засвечу… Как я прежде была неправа, Не о том и не так говорила! Только в давнее дверь отворила – Обрела и открыла слова. Что за чудо – и молвить, и речь, И словами одаривать – чудо. Словно музыку, слушаю речь – Ну, откуда такое, откуда?.. (В.Творогова) (В.Творогова)

План лексического разбора текста: 1. Прочитать выразительно текст. 2. Найти ключевые слова (словосочетания). 3. Найти слова, употреблённые в переносном значении. 4. Найти синонимы, антонимы ( в том числе контекстуальные), омонимы. 5. Найти слова, стилистически окрашенные (высокие, книжные, разговорные, просторечные, официальные и др.). 6. Найти заимствованные слова, устаревшие (архаизмы, историзмы), неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы. 7. Объяснить роль этих лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию. 8. Уточнить (обратиться к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте. 9. Подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова. 10. Провести наблюдение над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно обратите внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях. 11. Показать, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами (обратить внимание на роль однотематической лексики, лексического повтора, синонимов, антонимов, в том числе контекстуальных). 12. Указать средства художественной выразительности (использование тропов и стилистических фигур).

Исконно русская лексика (слова, которые образовались непосредственно в русском языке) Общеславянские слова Общеславянские слова (сущ. до V-VI вв.) (сущ. до V-VI вв.) 1. Названия лиц по родству; 2. Названия занятий и орудий труда; 3. Названия жилища, одежды, домашней утвари; 4. Названия пищи, продуктов; 5. Названия предметов с/х, растений, животных; 6. Названия предметов и явлений природы Восточнославянские ( или древнерусские ) слова (возн. XI-XIV вв.) Сюда входят слова, общие для русского, украинского и белорусского языков Собственно русские слова (появились с XIV в. после деления восточных славян на русских, украинцев, белорусов)

Заимствованная лексика (слова, пришедшие в русский язык из других языков) Старославянизмы Старославянизмы (слова, пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян) – распространился в конце X века на Руси (слова, пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян) – распространился в конце X века на Руси Слова из других языков: * из греческого * из латинского * из тюркского * из скандинавских (шведского, норвежского) * из западноевропейских (голландского, немецкого, французского, английского, итальянского, испанского…)

Признаки старославянизмов: Научные понятия Отвлечённые понятия Церковно- религиозные понятия Неполногласные сочетания Сочетания – ЖД - РА -, ЛА – в начале слова

Признаки старославянизмов: Приставки ВОЗ-, ИЗ-, НИЗ-, ПРЕ-, ПРЕД-, ЧРЕЗ- Суфф. прилаг. и прич. – АЙШ-, -ЕЙШ-, -АЩ- (-ЯЩ-), -УЩ- (-ЮЩ-), -ИМ-(-ЫМ-), -ОМ-(-ЕМ-), -ЕНН-… Щ на месте русского Ч Суффиксы существительных –ЕНИ-, - ЗНЬ-, -ИЗН-, -ТЕЛЬ-, -ЕСТВ-, -ЫН-, -НИ-… БЛАГО-, БОГО-, ЗЛО-, ГРЕХО-, ВЕЛИКО- Начальные А, Е вместо Я, О

Влияние старославянского языка на развитие русского языка: обогатил словами, имеющими отвлечённое значение; обогатил словами, имеющими отвлечённое значение; пополнил научную терминологию; пополнил научную терминологию; увеличил количество приставок и суффиксов; увеличил количество приставок и суффиксов; обогатил синтаксис русского языка; обогатил синтаксис русского языка; обогатил стилистические средства русского языка. обогатил стилистические средства русского языка.

Использование старославянского языка: на нём написаны богослужебные книги, проповеди, молитвы; на нём написаны богослужебные книги, проповеди, молитвы; был литературным книжным языком, который служил главным образом для распространения христианской религии

Значение старославянизмов в речи: придают речи особую выразительность (А.С.Пушкин «Пророк», «Анчар»); придают речи особую выразительность (А.С.Пушкин «Пророк», «Анчар»); служат средством для создания юмора, иронии, сатиры служат средством для создания юмора, иронии, сатиры (произведения М.Салтыкова-Щедрина, А.Чехова); (произведения М.Салтыкова-Щедрина, А.Чехова); воссоздают события прошлого; воссоздают события прошлого; используются для стилизации языка отдалённой эпохи; используются для стилизации языка отдалённой эпохи; используются для речевой характеристики действующих лиц произведения. используются для речевой характеристики действующих лиц произведения.

Как музыканту нельзя без музыкального слуха, так и людям, работающим со словом, нельзя без любовного отношения к слову, без живого чувства языка. Г.А.Золотова. Слово и штамп

Нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами.А.Ф.Кони. Приёмы и задачи прокуратуры