Принципы толерантного воспитания МБОУ Сукпакская СОШ имени Б.И. Араптана Классный руководитель 6 «в» кл. Сандак Людмила Александровна
Принципы воспитания толерантности в классном коллективе (социуме): 1. Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.
Условиями реализации данного принципа являются: - готовность к сотрудничеству, взаимовыгодному, взаимообязывающему партнерству на основе взаимоприемлемых ценностей; - готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению; - способность к взаимной эмпатии; - нейтрализацию негативных комплексов в поведении детей без унижения его личного и социального достоинства; - установку на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания. - готовность к сотрудничеству, взаимовыгодному, взаимообязывающему партнерству на основе взаимоприемлемых ценностей; - готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению; - способность к взаимной эмпатии; - нейтрализацию негативных комплексов в поведении детей без унижения его личного и социального достоинства; - установку на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.
2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между детьми в данном классе. Соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в социуме; Обеспечение взаимодействия с семьей, реализация параллельного действия на семью и ребенка;
3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются: Условиями реализации принципа индивидуализации являются: мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке; мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке; определение эффективности влияния средств на толерантность ребенка; определение эффективности влияния средств на толерантность ребенка; выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка; учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентации при выборе воспитательных средств, направленных на развитие его толерантности; предоставление возможности школьникам в самостоятельном выборе средств общения со взрослыми и сверстниками.
4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках. предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются: стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями; совместный с педагогом анализ решения различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы); самооценку своих поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими в дальнейшем; стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях, связанных с отношениями с людьми или группами людей.
5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит Реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах. Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
Реализация этого принципа возможна при следующих условиях: принятии общих правил отношений, единых для всех учащихся, обучающихся в классе; предоставлении возможности каждому для самореализации и самовыражения; определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива; развитии детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений; формировании позитивного отношения к творчеству (толерантная среда должна быть эвристической); наличии отношений "ответственной зависимости" (А. С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.