Программа индивидуального развития ребёнка «Ребёнок из неполной семьи» Составитель: Кутрова Вера Николаевна классный руководитель 8 класс МБОУ Мишуковская ООШ» Реализация Программы: 4 года
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях К. Д.Ушинский К. Д.Ушинский
Актуализация Программы Стремлюсь построить такую воспитательную систему, в которой классный коллектив способствовал бы оптимальному развитию интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка, раскрывал бы его потенциальные возможности, создал бы такую атмосферу в классе, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать себя успешным и стремился к личностному росту. Школа Общественная почва класс
Введение Ребёнок из неполной семьи оказался в трудной жизненной ситуации. У ученика трудности при вхождении в коллектив. Сергей способен на более высокие показатели в развитии своей личности и в учёбе. Передо мной встала задача: Как помочь ребёнку в трудной жизненной ситуации; Как помочь ребёнку в трудной жизненной ситуации; Как научить его общаться на равных правах со своими сверстниками; Как научить его общаться на равных правах со своими сверстниками; Как содействовать формированию здорового образа жизни. Как содействовать формированию здорового образа жизни.
Галочкин Сергей Олегович Дата рождения:26 января 1998 года Учащийся 8 класса В семье Сергея –он младший ребёнок. Проживает с отцом После возвращения из Москвы Сергею было трудно влиться второй раз в классный коллектив.Поэтому программа индивидуального развития школьника является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы жизни.
Цель Программы Создать условия для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей Формировать стремление к здоровому образу жизни Опираясь на сильные стороны личности развивать слабые
Педагогические задачи Программы Организация разнообразной, личностно и общественно значимой деятельности ученика в классе Создание условий для самоутверждения воспитанника, обретение необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников Создание благоприятного нравственно- психологического климата в коллективе
Заповеди воспитания Определить, чего хочет ребёнок, узнай что он думает по этому поводу Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему Не пропусти первый успех ребёнка Оценивай поступок, а не личность Делай своевременные замечания Предоставь возможную самосто - ятельность
Условия реализации Программы Общение должно проходить с учётом интересов и потребностей ребёнка Помнить, что Коммуникативное Поведение Родителей, Учителей Будет являться Эталоном Поведения Для ребёнка Методика проведения Занятий должна Включить в себя Диагностику уровня Развития Коммуникативных умений При использовании Отрицательной Оценки поведения Ученика надо оценивать Не личные качества Ребёнка, а выполненное Ребёнком действие Положительная оценка Должна преобладать над Отрицательной, причём Должна быть более Разнообразной и не только Вербально выраженной, Но и невербального характера
Мероприятия по созданию условий личностного роста учащегося Поощрять активность и самостоятельность Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников. Проведение часов общения, бесед, праздников, анкетирований, тестов, опросов. Посещение ребёнка на дому, участие в общественной жизни класса, посещение кружков, занятость в дополнительном образовании Обсуждение причин возникновения проблемных ситуаций ученика со сверстниками, с родителями.
Индивидуальная работа с учеником Определение характера отношений между членами семьи; Определение характера отношений между членами семьи; Индивидуальные беседы с ребёнком; Индивидуальные беседы с ребёнком; Общественное поручение в классе; Общественное поручение в классе; Посещение кружков; Посещение кружков; Организация бесед на различные темы; Организация бесед на различные темы; Организация тематических часов общения; Организация тематических часов общения; Организация тематических вечеров; Организация тематических вечеров; Использование диагностических методов исследования; Использование диагностических методов исследования; Привлечение к участию в интеллектуальных играх; Привлечение к участию в интеллектуальных играх; Участие в различных конкурсах районного и республикаеского уровня; Участие в различных конкурсах районного и республикаеского уровня; Организация коммуникативной игры; Организация коммуникативной игры; Организация тренингов, устных журналов; Организация тренингов, устных журналов;
Этика вербального обращения к ученику Давай, подумаем вместе; Давай, подумаем вместе; Попытаемся понять; Попытаемся понять; Может быть, сделаем так…; Может быть, сделаем так…; Мне интересно, как думаешь ты; Мне интересно, как думаешь ты; Я хочу узнать твоё мнение; Я хочу узнать твоё мнение;
Перечень мероприятий, проведённых с родителями ученика Посещение на дому; Посещение на дому; Индивидуальные беседы; Индивидуальные беседы; Организация родительских часов; Организация родительских часов; Совместные родительские собрания; Совместные родительские собрания; Проведение анкетирований и выполне6ние тестовых заданий; Проведение анкетирований и выполне6ние тестовых заданий; Индивидуальные беседы. Индивидуальные беседы. Организация тренингов для родителей; Организация тренингов для родителей; Организация совместных праздников и вечеров отдыха; Организация совместных праздников и вечеров отдыха; Привлечение родителей к участию в конкурсах совместно с детьми; Привлечение родителей к участию в конкурсах совместно с детьми; Привлечение родителей к участию в общественной жизни класса и школы; Привлечение родителей к участию в общественной жизни класса и школы;
Итоги работы над Программой Установлены доброжелательные и доверительные отношения ученика с одноклассниками; Установлены доброжелательные и доверительные отношения ученика с одноклассниками; Удалось использовать склонности и способности ученика по назначению; Удалось использовать склонности и способности ученика по назначению; Родители ученика вовлечены в совместный со школой и с классным руководителем воспитательный процесс; Родители ученика вовлечены в совместный со школой и с классным руководителем воспитательный процесс; Установлено доброжелательное отношение с родителями воспитанника; Установлено доброжелательное отношение с родителями воспитанника;
Решены задачи Программы Поставленные задачи Формы реализации По отношению к учёбе Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм Развитие познавательных интересов и способностей Посещение кружков и охват дополнительным образованием По отношению к общественной жизни класса Главный по содержанию чистоты в классе Формирование качеств лидера Помощь классному руководителю в организации внеклассных мероприятий Повышение самооценки, воспитание эмоционально – ценностного отношения к себе и миру Участие во внеклассных и внешкольных конкурсах и мероприятиях. Участие во внеклассных и внешкольных конкурсах и мероприятиях.
Характеристика ученика на третий год обучения Черты характера Настойчивый, деятельный Отношение к себе Самокритичное Отношение к сверстникам Уважительное, дружелюбное, доверительное Участие в общественной жизни Активен, но не инициативен Отношение к труду Добросовестное Любимые предметы Алгебра, геометрия, физика. Трудные предметы Русский язык, английский язык Занятость дополнительным образованием Спортивный кружок. Спортивный кружок.
Сравнительный анализ качеств воспитанника до и после реализации Программы Общительность39 Эмоциональная устойчивость 38 Стремление к лидерству 04 Открытость28 Активность в жизни класса 27 Тревожность83 Сдержанность58 Смелость37 Чувствительность78 Доверчивость47
Успехи воспитанника 8 классе Конфликты с одноклассниками прекратились, отношения доверительные. Конфликты с одноклассниками прекратились, отношения доверительные. Школьная команда с участием Галочкина Сергея заняла 3 место в районных соревнованиях по шашкам. Школьная команда с участием Галочкина Сергея заняла 3 место в районных соревнованиях по шашкам. Победил в школьном этапе олимпиады по физике и принял участие в районной олимпиаде по физике. Победил в школьном этапе олимпиады по физике и принял участие в районной олимпиаде по физике. В составе школьной команды занял 3 место в соревнованиях по шахматам. В составе школьной команды занял 3 место в соревнованиях по шахматам. Улучшилась успеваемость и посещаемость. Улучшилась успеваемость и посещаемость.
Заключение: Для оценки результативности Программы мною определены критерии и показатели её эффективности. Первый критерий: самоактуализация личности учащегося; Первый критерий: самоактуализация личности учащегося; Второй критерий: Формировать умение учиться – ставит цели, планировать и организовывать собственную деятельность Второй критерий: Формировать умение учиться – ставит цели, планировать и организовывать собственную деятельность Третий критерий: Формирование здорового образа жизни; Третий критерий: Формирование здорового образа жизни;
Приложение Сергей участвовал в районных соревнованиях в учебном году команда с его участием заняла 3 место по шашкам и 3 место по шахматам. Сергей участвовал в районных соревнованиях в учебном году команда с его участием заняла 3 место по шашкам и 3 место по шахматам.
Итоги проведения тестов Школьная тревожность – 16 – несколько повышенная; Школьная тревожность – 16 – несколько повышенная; Самооценочная тревожность – 17 – заниженная; Самооценочная тревожность – 17 – заниженная; Межличностная тревожность – 30 – высокая; Межличностная тревожность – 30 – высокая; Необходимо ввести коррективы : 1. В уверенности в себе; 2. В общественной активности; 3. В общении; 4. Самовыражении;
Приложение Всегда во всех делах Сергей вместе со своим одноклассником Максаковым Алексеем
К здоровому образу жизни.