МИНИН И ПОЖАРСКИЙ – СПАСИТЕЛИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
18 марта 1584 года в возрасте 54 лет умер Иоанн Васильевич Грозный. По завещанию Иоанна Грозного царем стал его третий сын - Федор Иоаннович.
"Тихий нравом и неспособный управлять государством" Федор был царем лишь номинально. Федор Иванович совершенно не любил государственные дела, быстро уставал от них. Он предпочитал проводить время в церкви, за тихими беседами, в покое. Основные государственные заботы и власть вместе с этим перешли к шурину (брату жены) царя Борису Годунову.
В 1591 году в Угличе произошла трагедия: по неизвестной причине погиб царевич Дмитрий, единственный претендент на русский трон после бездетного Федора. По факту гибели царевича было назначено следствие, представившее официальную версию происшедшего. Согласно этой версии, во время "игры ножичком с царевичем случился припадок падучей болезни", и он упал на нож. Однако, по неофициальной версии, мальчика убили по приказу Бориса Годунова.
Федор Иоаннович умер 6 января 1598 года. Со смертью бездетного Федора Иоанновича прервалась династия Рюриковичей – династия русских князей и царей, правившая 736 лет.
Загадочная смерть царевича Дмитрия в Угличе в 1591 г., выгодная Годунову, и смерть болезненного и бездетного царя Федора, поставили перед страной небывалую проблему: необходимость выбора царя. К 1598 г. на царство был избран Борис Годунов. В гг. в стране разразился небывалый голод. Голод и другие несчастья обострили все противоречия. Народ связывал бедствия страны с убийством Дмитрия и неправедным воцарением Годунова.
В 1602 году в Речи Посполитой объявился человек, который выдавал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, младшего сына Иоанна Грозного. Польский король Сигизмунд III поддержал Лжедмитрия и предоставил в его распоряжение 4-тысячный отряд. В октябре 1604 года Лжедмитрий вступил в русские земли и направился к Москве. Многие из народа очень хотели верить, что это и есть настоящий царь, потому что тогда все легко объяснялось: и притеснения народа, и трудная жизнь, и голод, и прочее. В этот критический для страны момент царь Борис Годунов внезапно умер (13 апреля 1605 года).
После смерти Бориса Годунова Москва присягнула на верность его сыну Федору. По мере приближения войска Лжедмитрия I к Москве начались повальные измены в армии и среди бояр. Царь Федор Борисович был свергнут и убит.
В июне 1605 самозванец Лжедмитрий вошел в Москву как законный царь. Его «опознала» и царица Мария Нагая (ставшая монахиней), мать убитого Дмитрия. За год новый царь опустошил всю казну, которую Годунов так заботливо копил. В конце концов, поняв, что с приходом «истинного» царя ничего не изменится к лучшему, а лишь ухудшится, разобравшись, что это за царь, москвичи, подстрекаемые боярами, подняли восстание и убили самозванца.
Московские бояре при поддержке горожан избрали царем знатного боярина Василия Шуйского. Однако с приходом нового правителя страна не успокоилась. Во время его царствования появился новый самозванец – Лжедмитрий II, произошло крупное крестьянское восстание под предводительством Ивана Болотникова, которое, однако, было подавлено. В результате боярского заговора Шуйский был низложен и пострижен в монахи. В 1611 году бывший русский царь Василий Шуйский пленником был привезен в Польшу к королю Сигизмунду. Там, на чужбине, Василий Шуйский и умер в 1612 году.
После того, как Василий Шуйский был свергнут с престола, высшую власть взяла на себя Боярская дума – группа из семи бояр. Они впустили польские войска сначала в Москву, а затем и в Кремль. К началу 1611 года власть в столице полностью перешла в руки польского коменданта.
В стране нарастало движение против интервентов. Ополченцы выбили поляков из Белого города и осадили Кремль и Китай-город. Однако летом 1611 года ополчение распалось в силу острых противоречий между казаками и дворянами. Летом 1611 года пал Смоленск, активизировались шведские интервенты, которым удалось наконец захватить Новгород.
В этой критической обстановке осенью 1611 года в Нижнем Новгороде собралось второе ополчение, которое возглавили посадский староста Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский. В начале XVII века Кузьма Минин был посадским человеком в Нижнем Новгороде. 1 сентября 1611 он был избран земским старостой и возглавил сбор средств для народного ополчения и движение по его организации. Военное руководство принял князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Он был участником I-го народного ополчения против польско-литовских интервентов. В марте 1611 года, во время боев в Москве, был ранен.
В августе 1612 года главные силы ополчения подошли к Москве и после сражения с польскими войсками вошли в город. Однако засевший в Кремле и Китай-городе польский гарнизон отказался сдаться.
Осада продолжалась два месяца. Наконец, 22 октября 1612 года изнуренный голодом и осадой гарнизон сложил оружие и сдался на милость победителей. Москва была полностью освобождена от иноземных захватчиков.
Хотя разоренная и разрушенная столица была освобождена, для освобождения страны еще нужно было воевать. Всего важнее было избрать царя. Зимой 1613 г. был созван Земский собор, на котором царем выбрали молодого 16-летнего боярина Михаила Романова, племянника по женской линии царя Федора Ивановича. Сам новый царь находился в это время с матерью в монастыре близ Калуги. Сохранилось предание, что один из польских отрядов стремился навредить ему (убить или взять в плен). Однако польский отряд завел в леса на верную гибель крестьянин Иван Сусанин, совершивший подвиг во имя родины, поскольку жизнь молодого царя тогда была равносильна единству и независимости России.
Обращение религиозных деятелей России в связи с празднованием Дня народного единства Дорогие соотечественники! В этом году 4 ноября наша страна впервые будет отмечать День народного единства. Этот праздник, установленный по инициативе Межрелигиозного совета России, отдает дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского была освобождена Москва и было положено начало выходу страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время. В самые трудные и судьбоносные моменты истории единение всех народов независимо от религиозной принадлежности помогало отстоять свободу и независимость нашего Отечества. Так было и в начале XVII столетия, и в 1812 году, так было и в суровые годы Великой Отечественной войны. Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства является также праздником добра, днем заботы о людях. Сегодня среди нас живут нуждающиеся в опеке и помощи ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, семьи погибших и пострадавших в "горячих точках". Нашей заботы и поддержки ждут инвалиды, дети-сироты, жертвы стихийных бедствий, больные и одинокие люди. И мы, конечно, должны спешить к ним на помощь в первую очередь. Добрый совет, неподдельное внимание и протянутая от чистого сердца рука помощи не могут быть лишними ни для кого: будь то пожилой человек или ребенок, страждущий или полный сил и здоровья. Призываем каждого, независимо от его веры и национальности, бескорыстно служить людям как добрым словом, так и конкретным делом. Народам России всегда было присуще убеждение, что достаток налагает на человека определенные обязанности: помогать ближним, жертвовать на храм, заниматься благотворительностью. Сегодня хотелось бы сказать слова благодарности тем, кто, продолжая эти традиции, вносят посильную лепту в поддержку социальных и образовательных программ, помогают нуждающимся, содействует развитию культуры и искусства, сохранению исторического наследия и просто проявляют бескорыстную заботу о людях. В этот праздничный день спасибо всем добровольцам за их благодеяния! Но чтобы любой человек, живущий в стране, чувствовал поддержку окружающих и сам был внимателен к ближним, мы должны не только помнить исторически присущие народам России традиции благодеяния и милосердия, но и последовательно возрождать их. На нас лежит общая историческая ответственность: сберечь бесценное наследие, завещанное нам предками, сохранить наше Отечество, преумножить его духовный и экономический потенциал. И сделать это можно начиная с малого - проявляя каждодневную заботу о ближнем. Пусть праздник 4 ноября станет Днем добрых дел. Пусть каждый подумает: не поселились ли холод и равнодушие в сердце, не помешало ли это откликнуться на чужую боль? Любое, даже самое малое доброе дело в этот день станет для каждого первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества. В этот день мы, люди разных национальностей, верований и убеждений, принадлежащие к разным социальным группам, должны осознать себя единым народом с общей исторической судьбой и общим будущим. В единстве - наша сила! 16 сентября 2005 года