Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики Обобщение опыта учителя физики 1 квалификационной категории Маховой Натальи Борисовны МОУ СОШ 49
Цель педагогического опыта: создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся Задачи: 1) развитие познавательных интересов, потребностей и способностей; 2) формирование умений принимать нестандартные решения; 3) создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, их оптимального самоопределения и самореализации.
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики Организация индивидуальных учебных заданий творческого характера Составление и чтение схем, таблиц, графиков Использование доп. литературы и ИКТ при написании рефератов, создании компьютерных презентаций Решение задач повышенной сложности Составление задач по тексту с научно- популярным содержанием и их решение
Умения и навыки учащихся, формируемые при работе с научно – популярными текстами физического содержания Умение выделять главное Анализировать Обобщать Делать выводы Применять закон к объяснению принципа работы незнакомого прибора, устройства,новейших научных разработок Объяснять новые специально-научные термины
Формы работы с научно – популярными текстами физического содержания Формы работы При изучении нового материала Включение элементов текста в процесс объяснения при рассмотрении применения законов на практике При организации контроля качества знаний к/р и с/р с элементами научно- популярных текстов Проверочные работы по текстам научно- практич. содержания При повторении и обобщении материала Составление текстов задач учащимися и их решение Использование текстов при подготовке сообщений
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики Включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности Кратковременный фронтальный исследовательский эксперимент Домашние исследовательские эксперименты Нешаблонное решение задач
формы работы при решении экспериментальных задач: - фронтальные исследования ( в классах с пониженным уровнем знаний) - исследовательская работа в малых группах по инструкционным картам (в классах, где преобладают дети с ослабленным вниманием и памятью) -самостоятельно спланированный эксперимент для решения задач (в классах с устойчивой познавательной мотивацией) -домашние экспериментальные задачи -исследования с использованием компьютерного моделирования -мысленный эксперимент
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики Проблемное обучение При изучении новых явлений, экспериментальных фактов При постановке демонстрационного эксперимента При поиске нового метода измерения физической величины При установлении связи между явлениями и величинами При решении задач с практическим содержанием
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики Приобщение к рационализаторству и изобретательству на уроках и внеклассных занятиях Конструирование установок, используемых в быту Конструирование, усовершенствование и ремонт приборов