А.А. Елизаров Базовая ИКТ компетенция как основа современного образования педагогов Современным учителям современные знания
Понятие В целях системного повышения квалификации профессионализм педагога можно рассматривать как синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого- педагогическую и ИКТ составляющие ИКТ- компетенция – совокупность знаний умений и опыта деятельности. Наличие опыта, является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций
Уровни Базовый – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый педагогу для решения образовательных задач средствами ИК-технологий общего назначения Предметно-ориентированный – освоение и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета или выполняемых административных функций
Условия формирования Ключевым моментом формирования компетенции является опыт деятельности. Освоение педагогом ИКТ общего назначения должно осуществляться в ходе моделирования подготовки дидактических средств и проектирования функционально ориентированных компонентов образовательной деятельности Образовательные программы и курсы, предусматривающие формирование и развитие базовой ИКТ компетенции работника образования, необходимо должны предполагать реализацию контекстного обучения
Показатели владения Содержание подготовки педагогов представлено двумя группами диагностируемых показателей: наличием представлений и уровнем владения приёмами использования ИКТ общего назначения в специфике педагогической деятельности в соответствии с образовательными областями базисного учебного плана или административными функциями
Компоненты содержания (учитель) 1. Наличие общих представлений в сфере ИКТ 2. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах 3. Владение интерфейсом операционной системы 4. Наличие общих представлений в сфере мультимедиа 5. Владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов
Компоненты содержания (учитель) 6. Владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики 7. Владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями 8. Владение основами технологии построения web- сайтов технологической карты технологической карты Система показателей Базовой ИКТ- компетенции, соответствущих компонентам содержания, представлена в форме технологической карты, которая может быть положена в основание разработки программ и учебно- методических комплексов Интернет-образования в системе повышения квалификации учителейтехнологической карты
Пример А: владение навыками пользователя офисных технологий Ввод текста с клавиатуры и приёмы его форматирования Вставка и форматирование таблиц Подготовка простых текстовых документов, содержащих графические элементы, типовые приёмы работы с встроенными инструментами векторной графики Вставка форм, формирование опросов учащихся Приёмы подготовки педагогически целесообразных презентаций
Пример А: владение навыками пользователя офисных технологий (для учителя истории) Приёмы построения графиков и диаграмм Приёмы сканирования и оптического распознавания текста Простейшие приёмы использования audio-video форматов в документах и презентациях Приёмы работы в режиме рецензирования документа
Пример А: владение навыками пользователя офисных технологий (для учителя математики) Приёмы построения графиков и диаграмм Основные приёмы работы с редактором формул Приёмы работы с электронными таблицами (простые расчёты, построение графиков, диаграмм) Приёмы работы со стилями текста, надстрочными и подстрочными символами
Пример В: владение базовыми Интернет- сервисами и технологиями Приёмы навигации и поиска информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе Приёмы поиска, подбора и аннотирования Интернет-ресурсов предметного содержания Представления о Web-форумах и чатах, этике общения в Интернете. Приёмы работы с электронной почтой и телеконференциями
Пример В: владение базовыми Интернет- сервисами и технологиями Простейшие приёмы работы с файловыми архивами Представления о работе с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.) и другими коммуникационными технологиями (например, MS NetMeeting) Представления о канальном вещании и спутниковом образовательном канале МО РФ
Пример С: Владение основами технологии построения web-сайтов Представление о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта Представления о структуре web-страницы Простейшие приёмы сайтостроения, обеспечивающие возможность представления образовательной информации в форме сайта – файловой системы
Приёмы вставки в Web-страницу математических (химических) формул и уравнений (для учителей математики, физики, химии, биологии) Приёмы работы с преформатированными текстами (вставка в web-страницу стихотворных фрагментов) (для учителей-филологов) Представления о принципах Web-дизайна Приёмы подготовки шаблонов дизайна сайта (для учителей изобразительного искусства, МХК) Пример С: Владение основами технологии построения web-сайтов
Наличие представлений о принципах формирования единого информационного пространства образовательного учреждения. Понимание роли и места руководителя в процессе информатизации школы Наличие представлений о возможностях использования средств интенсификации труда средствами ИКТ Наличие представлений о программных продуктах, предназначенных для решения административно- образовательных задач, о критериях отбора программного обеспечения и особенностях его внедрения в практику работы Наличие представлений о конкретных приложениях, составляющих структуру единого информационного пространства образовательного учреждения. ИКТ компетенции администратора образовательного учреждения
Наличие представлений о квалификационных требованиях в области ИКТ, предъявляемых к администраторам системы образования Наличие базовых представлений о назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в учебном процессе и управленческой деятельности, умение организовать свое компьютеризированное рабочее место Владение интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационной среды как файловой системы, владение основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов ИКТ компетенции администратора образовательного учреждения
Владение навыками пользователя офисных технологий в контексте управленческой деятельности и подготовки документов Владение базовыми сервисами и технологиями сети Интернет Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах, тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего (начального профессионального) образования Владение навыками работы с федеральными и региональными образовательными порталами как с источниками образовательных ресурсов и нормативных документов ИКТ компетенции администратора образовательного учреждения
Наличие представлений о правовых аспектах использования информационных ресурсов сети Интернет в образовании Умение работать со справочниками по законодательству в сфере образования, представленными в цифровом формате ИКТ компетенции администратора образовательного учреждения
Перспективы Разработка и реализация курсов «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» и «Информационные технологии в управлении образованием» Формирование критериального аппарата, соответствующего компонентам содержания базовой ИКТ-компетенции, создание унифицированных инструментов диагностики и разработка процедур их применения Системная организация повышения квалификации учителей на базе ИПК и региональных центров
А.А. Елизаров Спасибо за внимание!