СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ В ОБЛАСТИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ Председатель совета по аккредитации Александр Дмитриевич Дейнеко Официальный сайт: Тел./факс: (495) /43 МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Реформа технического регулирования и стандартизации. Проблемы промышленных предприятий при вступлении России в ВТО» 20 марта, 2007 г. Екатеринбург
Совет по Аккредитации: Цели и Задачи 1. Целями создания Совета являются: · создание и развитие в Российской Федерации единой национальной системы аккредитации в области оценки соответствия продукции, услуг, систем менеджмента и персонала; · создание условий для международного признания Российской национальной системы аккредитации; · содействие внедрению в Российской Федерации международных стандартов по аккредитации; · содействие международному признанию результатов подтверждения соответствия; · содействие интеграции российского бизнеса в мировую экономику, присоединению к глобальной концепции устойчивого развития, повышению доверия и признанию российских товаропроизводителей на основе общепринятых подходов к оценке соответствия; · создание открытых и доступных правил по аккредитации, гармонизированных с международной системой аккредитации; 2. Основными задачами Совета являются: · разработка и реализация механизмов координации работ заинтересованных сторон в сфере аккредитации и подтверждения соответствия; · участие в мониторинге и анализе функционирования национальной системы аккредитации; · участия в международных и региональных организациях по аккредитации и оценке соответствия. 2
Совет по Аккредитации: Участники 1.Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ 2.«Стройтехнология» 3.«Союзнефтегазсервис» 4.«Контроль и диагностика» 5.Всероссийская организация качества 6.Союз производителей стекловолокна 7.Международная служба сертификации 8.Департамент торговой политики Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС 9.ООО «ИКЦ «Промтехбезопасность» 10.Сертификационный центр АРМАК 11.НТЦ «Промышленная безопасность» 12.МИСиС 13.ОАО «Газпром» 14.ФГУП «НАМИ» 15.«Интерстандарт» 16.ТПП РФ 17.«Пирс-Консалт» 18.Союз производителей соков 19.Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии 20.Союз производителей нефтегазового оборудования 21.Экономическая Рабочая группа Администрации Президента РФ 22.Комитет по качеству продукции ТПП 23.ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» 24.Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному контролю 25.ОАО «ТМК» 26.Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному контролю 27.«Нефтегазсервис» 28.Министерство промышленности и энергетики РФ 29.ЦНИИчермет 30.АНО «Электросерт» 3
IAF, ILAC, EA (ИСО/МЭК 17011) Аргентина (OAA) Франция (COFRAC)... Органы по оценке соответствия Сертификат Протокол испытаний П О Т Р Е Б И Т Е Л И И О Б Щ Е С Т В О Взаимное признание результатов аккредитации и оценки соответствия (сертификации) MLA Доверие к органу по аккредитации Доверие к органам по сертификации и испытательным лабораториям Доверие к сертификатам и протоколам Доверие к продукции и услуге(по безопасности и потребительским свойствам) Великобритания (UKAS) ЮАР (SANAS) Япония (JAB) Национальные органы по аккредитации АККРЕДИТАЦИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ПО АККРЕДИТАЦИИ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ПО АККРЕДИТАЦИИ (в соответствии с МС ИСО/МЭК 17011) Беспристрастность и объективность Беспристрастность и объективность Отсутствие дискриминации, доступность информации о деятельности Отсутствие дискриминации, доступность информации о деятельности Независимость Независимость Компетентность Компетентность Конфиденциальность Конфиденциальность Финансовая устойчивость Финансовая устойчивость Правовая ответственность Правовая ответственность 5
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ АККРЕДИТАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Один аккредитующий орган в стране Органы по аккредитации создаются на базе некоммерческих организаций при поддержке Правительства Единые требования и процедуры аккредитации Орган по аккредитации обеспечивает сбалансированное представительство заинтересованных сторон Аккредитация проводится в законодательно регулируемой и законодательно не регулируемой области Единые реестры аккредитованных организаций и экспертов по аккредитации 6
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО АККРЕДИТАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ один единственный орган по аккредитации для всех областей оценки соответствия (Австрия, Аргентина, Великобритания, Канада, Франция, ЮАР …) несколько органов по аккредитации, работающих на основе конкуренции друг с другом при наличии центрального координирующего органа (Германия) несколько органов по аккредитации, работающих в различных, не дублирующих областях деятельности (Италия, Япония, Таиланд) несколько органов по аккредитации, работающих на основе конкуренции без координации их деятельности (США) 7
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ДЕЙСТВУЮЩИХ СИСТЕМ АККРЕДИТАЦИИ (1) СтранаФранцияВеликобританияГермания Орган, возглав- ляющий систему аккредитации Comite Francais dAccreditaion (COFRAC) – Французский комитет по аккредитации United Kingdom Accreditaion Service (UKAS) – Служба по аккредитации Соединенного Королевства Великобритании Немецкий совет по аккредитации (DAR) Правовой акт, на основании которого создан национальный орган по аккредитации Протокол Соглаше-ния, заключенный в Париже представителями различных организаций, в т.ч. министерств сельского хозяйства, по делам потребителей и промышленности (1994 г.) Меморандум о взаимопонимании между Правительством и UKAS (1995г.) Протокол, подписан-ный собравшимися по инициативе Ми- нистерства экономики заинтересованными организациями (1991 г.) Юридический статус нацио- нального органа по аккредитации Некоммерческая ассоциация Некоммерческая компания с ограниченной ответственностью DAR не является юри- дическим лицом. Каждый орган по акк- редитации является юридическим лицом (как правило ООО) 8
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ДЕЙСТВУЮЩИХ СИСТЕМ АККРЕДИТАЦИИ (2) СтранаФранцияВеликобританияГермания Аккредитуемые организации (область деятельности) Испытательные и ка- либровочные лабора- тории; Органы по сертификации продукции, систем качества, персонала; Контрольные (инспек- ционные) органы Испытательные и ка- либровочные лабора- тории; Органы по сертифи-кации продукции, систем качества, персонала; Контрольные (инспек- ционные) органы Испытательные и ка- либровочные лабо- ратории; Органы по сертифи- кации продукции, систем качества, пер-сонала; Контрольные (инс- пекционные) органы Финансирование деятельности по аккредитации Самофинансирование с элементами госу- дарственного финан- сирования (целевые субсидии) Самофинансирование с частичным государственным финансированием Самофинансирование (финансирование деятельности DAR (организационные, представительские мероприятия и др.) из отчислений органов по аккредитации) Единый реестр аккредитованных организаций в стране Имеется на бумажном и электронном носителях Ведет DAR Эксперты Единый реестр экспертов по аккредитации Реестр экспертов по аккредитации в каждом органе по аккредитации свой 9
Количество национальных органов по аккредитации представленных в международных организациях ЕдинственныйНесколько Не являются участниками Бельгия, Австрия, Финляндия, Норвегия, Ирландия, Швейцария, Болгария, Сингапур, Турция, Куба, Египет, Таиланд, Канада Англия, Голландия, Франция, Испания, Япония, Австралия и Новая Зеландия, Аргентина, Бразилия, Греция, Великобритания, Индия, Италия, Мексика, Австрия, Польша, Румыния, Словакия, Южная Корея, Южная Африка, Чехия, Тунис, Китай, США Германия, Венгрия, Нидерланды Россия, Украина, Казахстан, Белоруссия и др. страны СНГ 10
Некоммерческая организация зарегистрирована в Нидерландах в июне 2000 года. Некоммерческая организация зарегистрирована в Нидерландах в июне 2000 года. 34 Европейских страны представлены 32 полноправными членами и двумя ассоциациями 34 Европейских страны представлены 32 полноправными членами и двумя ассоциациями 16 договоров о Сотрудничестве подписаны с организациями по аккредитации, представляющими 14 стран вне Европейского союза (ЕС) (США, Россия, Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия, Тунис, Украина, Бразилия, Израиль, Македония, Сингапур, Босния и Герцеговина, Республика Молдовы и Иордании) 16 договоров о Сотрудничестве подписаны с организациями по аккредитации, представляющими 14 стран вне Европейского союза (ЕС) (США, Россия, Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия, Тунис, Украина, Бразилия, Израиль, Македония, Сингапур, Босния и Герцеговина, Республика Молдовы и Иордании) Европейское сотрудничество в сфере аккредитации (EA) 11
Страны участники EA подписавшие соглашение о взаимном признании результатов аккредитации и оценки соответствия (сертификации) MLAВеликобритания Польша Германия Греция Австрия Бельгия Франция Эстония Чехия Финляндия Дания Норвегия Ирландия Италия Латвия Литва Нидерланды Словакия Словения Швеция Швейцария Болгария Румыния ПортугалияТурцияИспания 12
Сертификация системы менеджмента экологии Калибровка; тестирование; качество продукции, системы управления качеством и персоналом Калибровка; тестирование; качество продукции, системы управления качеством; инспекция Калибровка; тестирование Ассоциированные члены Калибровка; тестирование; качество продукции, системы управления качеством и персоналом; инспекция Члены EA не подписавшие MLA Тестирование Сертификация системы управления качеством и персоналом Оценка соглашений о взаимном признании результатов по аккредитации и оценке соответствия (сертификации) по сферам деятельности Страны, подписавшие соглашения о сотрудничестве с EA Калибровка; тестирование; системы управления качеством; инспекция РФ Украина 13
Цели и принципы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) (в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании») ЦЕЛИ: Подтверждение компетентности Обеспечение доверия изготовителей Создания условий для признания результатов деятельности ПРИНЦИПЫ: Добровольности Открытости и доступности правил Компетентности и независимости Обеспечение равных условий Недопустимости совмещения полномочий ПОРЯДОК АККРЕДИТАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ 14
СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ действующая в настоящее время (постановление Правительства 514) Органы по сертификации и аккредитованные испытательные лаборатории (центры) Правительство Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти, образовавшие системы обязательной сертификации Ростехрегулирование Органы по сертификации и аккредитованные испытательные лаборатории (центры) Органы по аккредитации Обязательная сфера Добровольная сфера Межведомственная комиссия по аккредитации 15
ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЩЕЙ В РОССИИ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ Совмещение в одном органе функций по установлению правил аккредитации, проведению аккредитации и сертификации Отсутствие единой системы и единых правил по аккредитации Нелегитимность правовых норм, устанавливающих требования к порядку аккредитации, и правил аккредитации Отсутствие международного признания российской системы аккредитации (РФ не является членами EA, IAF, ILAC) 16
федеральны е органы органы субъектов федерации KBA … ZLSZLG … TG A DA P … DAU DACH Добровольная область Регулируемая область DAR 14 органов в обязательной сфере аккредитации 7 органов аккредитации в добровольной сфере Существующая система аккредитации в ФРГ (GERMAN ACCREDITATION COUNCIL) TGA (Association for Accreditation) DAU (German Accreditation and Approval Body for Environmental Verifiers DAP (German Accreditation System for Testing) KBA (German Federal Office of Road Transport) DACH (German Accreditation Body Chemistry) ZLS ( ) ZLS (The central body of the grounds under the safety precautions) ZLG ( ) ZLG (Legislative bases of quality management and safety of medical production) 17
наличие множества органов по аккредитации искусственное разделение органов по обязательной и добровольной аккредитации различие правил и норм аккредитации в добровольной и обязательных сферах высокая вероятность конкуренции между органами по аккредитации отсутствие взаимного признания результатов аккредитации в добровольной и обязательной сферах отсутствие полномочий у DAR выступать в качестве национального органа по аккредитации в международных организациях (не является юридическим лицом) Недостатки системы аккредитации в Германии 18
Основные черты французского органа по аккредитации COFRAC - КОФРАК Французский орган по аккредитации создан в 1994 г. межотраслевой некоммерческое объединение Сфера деятельности в рамках добровольной сертификации в рамках «нотификации» в рамках международных соглашений о взаимном признании сертификатов Структура (баланс интересов) Коллегия А : аккредитованные организации Коллегия B : профессиональные союзы и объединения Коллегия C : общества потребителей, главных заказчиков Коллегия D : государственные власти 19
Нормативная база деятельности КОФРАК в области аккредитации и оценки соответствия (сертификации ) Добровольная сфера Обязательная сфера (нотификация) 0 ХХХХ Многосторонние соглашения о взаимном признании результатов аккредитации и оценки соответствия (сертификации) (MLA) HAR Основные документы ЕН 45011/ ИСО 65 руководство IAF правила и процедуры соглашений Основные документы ЕН 45012/ ИСО 62 руководство IAF директива Основные документы ЕН 45011/ ИСО 65 руководство IAF правила сертификации Основные документы ИСО/МЭК Руководства ILAC 20
Положения по аккредитации. Новые директивы Европейского Союза 1.«Национальный орган по аккредитации» означает единый официальный орган на территории государства члена ЕС, уполномоченный государственной властью на проведение аккредитации. 2.Государства члены ЕС несут ответственность за надлежащее проведение аккредитации и работу соответствующих структур на собственной территории. 3.Государства члены ЕС обеспечивают проведение аккредитации вне условий конкурентной борьбы и поручают выполнение соответствующих функции единому национальному органу по аккредитации. 4.Если государство член ЕС имеет в своем распоряжении систему органов по аккредитации, оно обязано заменить такую систему единым органом по аккредитации не позднее 1 января 2010 года. 5.Государства члены ЕС вводят четкое разграничение обязанностей и распределение задач между органами государственной власти и национальном органом по аккредитации. 6.Национальные органы по аккредитации обязаны проводить аккредитацию в качестве некоммерческой деятельности (орган по аккредитации не может приносить прибыль своим владельцам). 21
Выводы 1.В мировой практике преобладающей тенденцией является переход на представление интересов государства в международных организациях одного национального органа по аккредитации, как правило в форме некоммерческой организации. 2.Аккредитация в обязательной сфере производиться с использованием механизма нотификации (уполномочивания). 3.Существующая система аккредитации в России не соответствует мировой практике. 4.Новый проект постановления Правительства воспроизводит отраслевую систему аккредитации. 5.Необходимо координировать усилия бизнес-сообщества для создания единой национальной системы аккредитации в России и использования международных нормативных документов в этой сфере деятельности. 22