Кондаков Александр Михайлович, руководитель проекта Проект Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
1 Объекты образовательных реформ Образовательная среда (образовательное учреждение) Сфера образования (отрасль социально-экономического развития) Образовательное пространство (совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государства)
2 Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества в социокультурной модернизации России Формирование гражданской идентичности Консолидация общества в условиях роста его разнообразия Взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп Социальное выравнивание общества Конкурентоспособность личности, общества и государства
3 Негативный опыт предшествующих разработок стандарта Недооценка роли образования: как ведущего института социализации в решении проблем российского общества: социальная стратификация рост разнообразия общества демографическая ситуация и др. в социально-экономическом развитии страны
4 Негативный опыт предшествующих разработок стандарта Не учитывалась мотивация населения и стратегические приоритеты общества Разработка велась «изнутри» педагогического сообщества Отсутствовал системный анализ социально -экономических и политических рисков введения новых стандартов
Концепция долгосрочного социально- экономического развития России Стратегические цели обеспечение устойчивого повышения благосостояния граждан укрепление безопасности динамичное развитие экономики укрепление позиций в мировом сообществе 5
Концепция долгосрочного социально- экономического развития России Инновационный, социально- ориентированный тип развития экономика знаний и высокотехнологичных отраслей высокая инновационная активность рост качества человеческого капитала и эффективности его использования 6
Концепция долгосрочного социально- экономического развития России Инновационный, социально- ориентированный тип развития средний класс 60-70% населения формирование инновационного поведения развитие человеческого потенциала стандарты здорового и безопасного образа жизни доступное непрерывное индивидуализированное образование активная общественная и гражданская позиция 7
Концепция долгосрочного социально- экономического развития России Средний класс ? имеет банковский счет, недвижимость, берет кредиты ? Профессиональное образование – не ниже среднего ? Вкладывает деньги в здоровье и образование ? Имеет активную общественную и гражданскую позицию 8
Образование – ведущая социальная деятельность общества Конкурентоспособность по отношению к другим институтам социализации: семье СМИ религии культуре 9
Образование – ведущая социальная деятельность общества с оциальный «сейф» с оциальный «миксер» с оциальный «лифт» 10
Образование - ведущая социальная деятельность общества Формирование российской идентичности как условие становления гражданского общества укрепления российской государственности повышения конкурентоспособности человеческого капитала 11
Ценностные ориентиры методологии образования Российская идентичность Этнокультурная и региональная идентичность Гражданская идентичность Общечеловеческая идентичность 1212
Вызовы времени Кризис российской идентичности Сохраняющиеся риски распада России Неопределенность ценностных ориентаций подрастающих поколений Снижение качества образования 13
С кем и в какой степени россияне испытывают чувство общности 14
Отношение россиян к многонациональному характеру России 15
Проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения России Критически высокий уровень употребления детьми Алкоголя: более 40% школьников и 80% молодежи Табачных изделий: в 81% случаев подростки не встречали отказа при покупке сигарет Наркотиков: среди наркоманов более 80% дети и молодежь 16
Проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения России 55% молодых людей готовы переступить через моральные нормы Обострение проблемы социального сиротства : число детей сирот возросло на 75% Высокий уровень детской преступности Кризис семьи: 29% детей рождаются в незарегистрированных браках 17
Проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения России Кризис патриотизма За последние 15 лет обесценились такие понятия как «долг», «совесть», «нравственность» и «патриотизм» Более 70% молодых людей не желают служить в армии 18
Проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения России Рост заболеваний детей Новообразованиями – на 26% Болезнями крови – на 32% Нервной системы – на 12% Системы кровообращения – на 10% Мочеполовой системы – на 20% Врожденными аномалиями – на 20% 19
Проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения России В школах используются пособия, нравственно растлевающие детей Ориентация на западные ценности Насилие в школах Рост популярности и распространения молодежного экстремизма 20
Стратегические цели системы образования Обеспечение социальной и духовной консолидации нации Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства Обеспечение безопасности личности, общества и государства 21
Ценностные ориентиры системы образования в стандарте Гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности Идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни и семейные ценности, трудовая этика Патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур Ценности личностной, социальной и государственной безопасности Национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства 22
Стандарт выступает как средство реализации целей образования в интересах личности, общества и государства обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации реализации государственной политики в сфере образования 23
Cтандарт обеспечивает переход от предметоцентрированной модели образования - к модели вариативного личностноцентрированного образования к партнерским отношениям между разными институтами социализации личности (семья, религия, СМИ, школа) к открытой образовательной среде 24
Целевая установка системы образования при проектировании стандартов второго поколения Развитие «компетентности к обновлению компетенций» и мотивации к обучению на разных этапах развития личности учащихся 25
Ориентация на достижение планируемых результатов как отличительная черта стандарта второго поколения Результаты образования Личностные Мета предметныеПредметные 26
Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность 27
организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты К структуре основных образовательных программ К результатам освоения основных образовательных программ К условиям реализации основных образовательных программ Отличительные особенности стандарта второго поколения: стандарт как совокупность трех систем требований 28
Требования стандартов и образовательный процесс 2929 Финансы Кадры Мат-тех база Инфраструктура Базисный образовательный план Программы воспитания и социализации Концепция образователь ных областей Планируемые результаты обучения Универсаль ные учебные действия Примерные программы Фундаме нтальное ядро содержа ния Ценност ные ориентир ы Внеучебные Внешкольные УМК Базисный
Базисный образовательный план начальной школы 30 Учебные предметы / классы Количество часов в неделюВсего IIIIIIIV Инвариантная часть Русский Чтение Иностранный Математика Окружающий мир Музыка Худ.труд Физ.культура ИТОГО
Базисный образовательный план начальной школы. Внеучебная деятельность 31 направления / классы Количество часов в неделюВсего IIIIIIIV Спортивно- оздоровитель ное Художественн о- эстетическое Научно- познавательн ое Военно- патриотическ ое Общественно- полезная деятельность Проектная деятельность ИТОГО 10 40
Требования к результатам образования Сформированность российской идентичности Знаниевый компонент Историко-географический образ России Социально-политическое устройство Знания о своей этнической и региональной принадлежности Культурное и научное наследие России Мировое культурное и научное наследие Ориентация в системе морально- нравственных норм и ценностей Основы здорового и безопасного образа жизни 32
Требования к результатам образования Сформированность российской идентичности Ценностно-мотивационный компонент Принятие этнической идентичности Любовь к Родине Толерантность, готовность к диалогу с представителями разных культур Уважение ценности семьи, здоровья, труда, окружающей среды Сформированность морально- нравственной позиции личности 33
Требования к результатам образования Сформированность российской идентичности Поведенческий компонент Участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций Выполнение норм и требований школьной жизни Умение вести диалог, разрешать конфликты Следование моральным и нравственным нормам Участие в общественной жизни Умение строить жизненные планы 34
Целевые установки отбора содержания образования обеспечение гражданского образования формирование основ реализации социальных ролей, базовых коммуникативных, политических и социальных компетенций 35
Роль отечественной истории в формировании российской идентичности Этническое самосознание Гражданское самосознание Формирование мировоззренческих, ценностно-смысловых установок личности Открытость к диалогу культур Религия и религиозная культура в жизни общества 36
Портрет будущего выпускника гражданина России Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми 37
Обсуждение standart.edu.ru 38
Контакты Кондаков Александр Михайлович Телефон: (495) Факс: (495) Спасибо за внимание! 39