НОВАЯ (СИЛОВАЯ) МОДЕЛЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА А. Илларионов, Институт экономического анализа, Москва, Россия Институт Катона, Вашингтон, США Москва, 12 апреля 2007 г. © ИЭА, Институт Катона
© ИЭА2 Основные черты силовой модели
© ИЭА3 1. Получение всей полноты государственной власти силовиками – Корпорацией сотрудников спецслужб (КСС). 2. Захват КСС органов российского государства (налоговой службы, Министерства обороны, МИДа, Генпрокуратуры, парламента, государственных СМИ) и их использование в интересах КСС. 3. Концентрация и монополизация всех значимых ресурсов страны (силовых, политических, экономических, финансовых, СМИ) в руках КСС. 4. Разрушение правового порядка, установление новых «правил игры»: избирательное применение закона, члены КСС выше закона, нет закона (людей) выше КСС. 5. Идеология и практика нашизма, ведущий принцип которого – избирательное правоприменение. Силовая модель российского государства (1).
© ИЭА4 6. Усиление квази-государственных монополий, ведущий принцип действия которых – приватизация прибылей, национализация убытков. 7. Силовое государственно-частное партнерство – принуждение частного бизнеса к исполнению поручений КСС за свой счет. 8. Установление персонального контроля членов КСС за основными финансовыми потоками. 9. Главная награда КСС – назначение ее членов в советы директоров государственных и квази- государственных компаний. 10. Иерархиизация российского государства и общества. Дискриминация нечленов КСС. Силовая модель российского государства (2).
© ИЭА5 11. Секретность и информационная асимметричность. 12. Идеология крепости, осажденной врагами снаружи и подрываемой предателями и изменниками изнутри. 13. Многоликость пропаганды для разных потребителей внутри страны и за рубежом. 14. Господствующий метод решения государственных и общественных проблем – насилие, не ограниченное рамками закона, традиции, морали. 15. Личная уния с представителями политической и деловой элиты стран Запада и Востока. Силовая модель российского государства (3).
© ИЭА6 Так называемое расширенное правительство, то есть федеральное правительство плюс губернаторский корпус… должны работать более четко, более эффективно – как единая корпорация. Президент России на заседании Госсовета, 24 декабря 2005 г.Сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках может быть справедливо названо наиболее точным определением тирании. Джеймс Мэдисон. Federalist papers, # 47.Люди не должны знать, кто ими управляет. Михаил Боярский, артист.Так называемое расширенное правительство, то есть федеральное правительство плюс губернаторский корпус… должны работать более четко, более эффективно – как единая корпорация. Президент России на заседании Госсовета, 24 декабря 2005 г.Сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках может быть справедливо названо наиболее точным определением тирании. Джеймс Мэдисон. Federalist papers, # 47.Люди не должны знать, кто ими управляет. Михаил Боярский, артист.
© ИЭА7 Профессиональная принадлежность высшего эшелона государственных служащих в современной России.
© ИЭА8 Разделение властей в современной России. Распределение автомобилей со спецсигналами («мигалок») среди представителей трех ветвей власти.
© ИЭА9 Сферы общественной жизни Исходное состояние Целевые ориентиры Промежуточные результаты Экономика Централизо- ванная плановая Свободная рыночная ГЧПизм. Государ- ственно-частный монополизм. Политическая система Коммунистическ ая диктатура Либеральная демократия Диктатура КСС Природа государствен- ного устройства Советская империя Правовое (договорное) государство Силовое государство в собственности КСС Внешняя политика Агрессия и конфронтация Невмешатель- ство и добро- соседство Конфронтация и агрессия (энергети- ка, визы, вино и т.д.) Государствен- ная идеология Социальная ненависть Социальная терпимость и национальная толерантность «Нашизм» («суве- ренная демокра- тия»), милитаризм Российский переход: промежуточные результаты к 2007 году
© ИЭА10 Последствия силовой модели для институтов российского государства, внешнеполитического положения и долгосрочного экономического роста
© ИЭА12 Разрушение российских общественных и государственных институтов
© ИЭА13 Индекс свободы прессы (Freedom House) В % к среднему уровню по ОЭСР
© ИЭА14 Индекс восприятия коррупции (Transparency International) В % к среднему уровню по ОЭСР
© ИЭА15 Индекс гражданских свобод (Freedom House) В % к среднему уровню по ОЭСР
© ИЭА16 Индекс политических прав и гражданских свобод (CIRI) В % к среднему уровню по ОЭСР
© ИЭА17 Индекс качества бюрократии (ICRG) В % к среднему уровню по ОЭСР
© ИЭА18 Индекс политических прав граждан и ответственности властей (WB) В % к среднему уровню по ОЭСР
© ИЭА19 Индекс политических прав (Freedom House) В % к среднему уровню по ОЭСР
© ИЭА20 Индекс физической безопасности (CIRI) В % к среднему уровню по ОЭСР
© ИЭА21 Экономическое ослабление
© ИЭА22 Темпы прироста ВВП в России и странах бывшего СССР в и гг.
© ИЭА23 ВВП России в % к совокупному ВВП стран бывшего СССР,
© ИЭА24 ВВП России в % к совокупному ВВП стран с переходной экономикой,
© ИЭА25 Усиливающаяся внешнеполитическая изоляция
© ИЭА26 С 2001 г. интенсивность саммитов российского руководства с зарубежными лидерами постоянно падает. После ноября 2006 г. она сократилась вдвое.
© ИЭА27 Страновые предпочтения международных саммитов российского руководства значительно изменились, особенно после ноября 2006 г.
© ИЭА28 Страновая структура саммитов российского руководства претерпела радикальные изменения
© ИЭА29 Интенсивность саммитов российского руководства по группам стран значительно изменилась
© ИЭА30 Безопасность граждан – ключевой критерий эффективности любого государства – в условиях силовой модели резко уменьшилась
© ИЭА31 Индекс насилия – количество тяжких преступлений на 100 тыс.населения (1998=100%)
НОВАЯ (СИЛОВАЯ) МОДЕЛЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА А. Илларионов, Институт экономического анализа, Москва, Россия Институт Катона, Вашингтон, США Москва, 12 апреля 2007 г. © ИЭА, Институт Катона