ИКТ как средство институциональной реформы июнь 2005 г.
Развитие ИТ- сектора (технопарки, связь) Электронное государство (правительство, суды, парламент) Внедрение ИКТ в общество МЭРиТ в ФЦП «Электронная Россия»
Почему информатизация не решает проблем госуправления Ведомство само заказывает собственную информатизацию Существует конфликт между интересами ведомства и интересами общества ИКТ фиксируют существующие недостатки госуправления, однако
Качественное госуправление (good governance) * *Источник: ООН ( Составляющие качественного госуправления Подотчетность (ответственность) Прозрачность (открытость) Оперативность Равенство и недискриминация Ориентация на консенсус Совместная работа граждан и власти Главенство права Результативность и эффективность Возможно влияние через внедрение ИКТ
Проблема: качество государственного управления Индикатор Результат Индекс качества регулирования Мирового Банка 31,5 (рядом с Нигерией, Пакистаном) 30,5 (рядом с Китаем, Вьетнамом) Ухудшился Индекс коррупции Transparency International 76-е место (рядом с Вьетнамом, Венесуэлой) 90-е место (рядом с Индией, Мозамбиком) Ухудшился Индекс непрозрачности Kurtzman Group Не велся 46 пунктов (40 место, рядом с Китаем, Индонезией) Незначительное улучшение с 2000 г.
Пример: цена непрозрачности Уровень непрозрачности России в 46 пунктов: увеличивает стоимость кредитных ресурсов на 5,64% годовых по сравнению с США*. Сокращение уровня непрозрачности на 1 пункт** приводит к: увеличению среднегодового ВВП на душу населения на $986; увеличению прямых иностранных инвестиций по отношению в ВВП на 1%; сокращению инфляции на 0,46%. * Данные Milken Institute ** Данные Kurtzman Group,
Базовые институты госуправления Применение ИКТ Учет Административ- ные процессы Контроль Раскрытие информации Достоверность Официальность Через Интернет Без участия госслужащих Аудит процессов, а не результатов Независимый аудит Формальный язык описания Перевод в электронную форму Легальность электронного учета Регламентация учета
Базовые институты госуправления Применение ИКТ Учет Административ- ные процессы Контроль Раскрытие информации Качественное госуправление: Подотчетность Прозрачность Оперативность
Информационное регулирование «Серая зона» Сейчас Должно быть Общедоступная информация (презюмируется) Тайны, ограничения Раскрываемая информация
Проекты информатизации Проект информатизации Реинжиниринг административных процессов Требования функционального заказчика Специфичные для конкретного ведомства задачи Требования электронного государства: Доступ Учет Аудит Административные процессы Информационное регулирование Стандартизация
Как это работает Орган власти Учетная система Минюст Нотаризация, архив Портал органа власти Раскрытие информации Интернет Поисковая система Аналитический сайт Суды, аудиторы, юр. и физ. лица Запрос на регистрацию Подтверждение Публикация Подтверждение Информация общедоступна! Информация официальна!
Инфраструктура ЭГ СЭДО Министерства 1 СЭДО Министерства 2 Минюст Нотаризаци я, архив МИТС «Электронная» фельдпочта Запрос на регистрацию (с подтверждением) Доставка (с подтверждением) Раскрытие (при наличии оснований) Портал Раскрытие информации МИТС Инфраструктура доверия (PKI)
Этап 1 (2005 г.) 1. Концепция создания электронного государства. Принимается постановлением Правительства. 2. Новая редакция ФЦП «Электронная Россия» на гг. согласно Концепции электронного государства. 3. Создание Правительственной комиссии по регламентации электронного государства. 4. Макетная реализация инфраструктуры электронного государства 5. Начало внедрения в «пилотных» ведомствах, в том числе в МЭРТ.
Этап 2 (2006 г.) Пилотные проекты в МЭРиТ и в других ведомствах: Постановка институтов (учет, аудит, раскрытие) Реинжиниринг административных процессов Реализация учета, аудита, раскрытия средствами ИКТ Создание общегосударственной инфраструктуры: Нотаризации и архивирования, раскрытия, «электронной» фельдпочты Этап 3 ( гг.) Реинжиниринг приоритетных административных процессов: Учет населения, юр.лиц, объектов недвижимости, судебных решений, госзакупок, налоговый и бюджетный учет и т.д.
МЭРиТ и ФЦП «Электронная Россия» 1. Методология электронного государства МЭРиТ как госзаказчик ФЦП 2. Пилотные проекты электронного государства МЭРиТ как объект информатизации 3. Экспертиза ИКТ-проектов государства МЭРиТ как участник бюджетного процесса
Распределение ролей ФункцияМЭРиТМИТСДругие ведомства Разработка методологии и нормативной базы Экспертиза проектов других ведомств Стандартизация Росстандарт Инфраструктура электронного нотариата Росархив, Минюст Инфраструктура электронного раскрытия Минпечати, аппарат Правительства «Электронная» фельдпочта ФСО Инфраструктура электронного «доверия» (PKI) Заинтересованные ФОИВ Телекоммуникационная инфраструктура Распределенная Пилотные проекты Заинтересованные ФОИВ
Создание электронного государства как реформа Создание электронного государства – это реформа институтов государственного управления. ФЦП «Электронная Россия» – программа по разработке и финансированию мероприятий институциональной реформы госуправления. прогресс государственные институты общественное сознание новые технологии ИКТ