Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека. Академик М.А. Лаврентьев
Ведущие противоречия урока Коллективное обучение Индивидуальное обучение Нерегулярность прямой связи Регулярность прямой связи Рамки – 45 мин. Нестандартный объем Вербальные методы Практическая активность
Важнейшие пути и факторы обновления Углубление понимание целей урока Совершенствование средств и способов организации деятельности учащихся на уроке на основе современного понимания сущности и характера обучения Поиск гибкой и вариативной структуры и расширение типологии урока
Требования к современному уроку Дидактические требования к современному уроку Психологические требования к уроку
Дидактические требования к современному уроку: четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, определение места в общей системе уроков; определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня освоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; реализация на уроке всех дидактических принципов; создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к уроку: Психологическая цель урока: 1) Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; 2) Учет в целевой установке психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; 3) Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока: 1) Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения: соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой; планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; выполнение учителем проблемно-эвристического обучения и учащимися (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает); учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.). 2) Особенности самоорганизации учителя: подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению; рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергитичность, настойчивость в осуществлении поставленой цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и т.д.); педагогический такт (случаи проявления); психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и т.д.).
Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала Урок взаимообучения; Уроки, которые ведут ученики («Дублер начинает действовать»); Урок – «Эврика»; Урок – размышление; Урок – обозрение; Урок – решение; Урок – аннотация; Урок – монолог; Урок – портрет; Урок панорама; Урок открытых мыслей; Урок – «Линия самореализации»
Уроки по аналогии с организованными событиями Урок – аукцион; Урок – конференция; Урок – пресс-конференция; Урок – «Защита диссертации»; Урок – суд; Урок – посвящение.
Уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности Урок – исследование; Урок – конференция; Урок – интервью; Урок – диспут; Урок – дискуссия; Урок – «Мозговой штурм»; Урок – «Консилиум»; Урок – Презентация.