Развитие мотивации достижения в учебной деятельности у младших школьников Учитель начальных классов МОУ Иванковской СОШ Касаткина О.В.
Понятие мотивации достижения и мотивов, лежащих в её основе Под мотивацией достижения понимается стремление человека сделать дело хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ
Понятие мотивации достижения и мотивов, лежащих в её основе Мотив – это побуждение к активности в определенном направлении, это то, что принадлежит самому субъекту поведения
Для формирования позитивного мышления и воспитания успешной и социально конкурентноспособной личности обучающихся, в первую очередь, необходимо было изучить и освоить образовательную технологию успеха. Программа «Сельская школа – школа успеха»
Освоение образовательной технологии успеха Постоянно действующий семинар «Роль педагога в формировании и развитии мотивации успеха» Работа методического объединения учителей начальных классов Теоретические семинары Семинары- практикумы Самообразование Тематические педсоветы
Диагностика учащихся. 7 ситуаций столкновения мотивов: 1) мотива достижения и игрового; 2)стремления работать самостоятельно и стремления получить помощь взрослого; 3)мотива достижения и стремления получить оценку; 4)мотива достижения и нежелания преодолевать трудности; 5)мотива достижения и стремления выполнять привычную деятельность; 6) мотива достижения и нежелания рисковать; 7)мотива достижения и стремления уклониться от деятельности.
Уровень проявления актуальных мотивов Количество учащихся с уровнем мотивации высокимсредне- высоким среднимсредне- низким низким 3 чел. (21,4%) -5 чел. (35,7%) 2 чел. (14,3%) 4 чел. (28,6%)
Ситуация успеха- важный аспект в развитии мотивации достижения Созданию ситуации успеха способствуют активные формы, приемы и методы обучения: Занимательный материал и игры, проблемная ситуация, обучение через деятельность, парная и групповая работа, исследовательская деятельность учащихся участие в олимпиадах и т. д.
Занимательность материала и игра ИГРЫ Игры- путешествия Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры
Работа в группах, в парах Ребенок не боится высказывать свои мысли. Успешнее овладевает действиями и знаниями при сотрудничестве со сверстниками. К нему приходит понимание своей значимости. Он учится объективно оценивать собственную работу и работу своих сверстников.
Приемы создания ситуации успеха Карточки-помощницы (содержат алгоритм действий Дополнительные задания творческого характера Возможность побыть в роли учителя
Создание проблемных ситуаций Развитие самостоятельности трудолюбия настойчивости в достижении цели
Исследовательская деятельность Формирует Познавательные мотивы Мотив достижения Новые знания и способы деятельности Исследовательские умения
Участие в предметных олимпиадах Формирование сознательной мотивации к самообразованию Развитие интереса к личным способностям
ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ Сравнение результата деятельности ученика с его предыдущим Дифференциро- ванные отметки Поощрение учащихся Ведение Дневников успеха Мимические и пантомимические словесные деятельностные материализованные
Дневники успеха Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся. Привлечение родителей к активному сотрудничеству со школой и детьми. Разделы Дневника успеха: 1.Мой портрет; 2. Мои успехи в учебе; 3. Качества личности, которые необходимо выработать в себе для достижения успехов в учебе, творческой деятельности; 4. Страничка школьного психолога; 5. Официальные документы; 6. Творческие работы; 7.Отзывы и рекомендации.
Результат работы Динамика мотивации достижения Данные диаграммы свидетельствуют, что за год увеличилось число учеников, имеющих высокий (28,6%), средне-высокий (7,1%) и средний (42,9%) уровни мотивации достижения (всего 78,6%), и уменьшилось число учеников, имеющих средне-низкий (7,1%) и низкий (14,3%) уровни (всего 21,4%)
- Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития мотивации достижения. -Личность младших школьников развивается в ведущей для данного возраста деятельности – учебной, и именно в этом возрасте поведение, ориентированное на достижение, становится для школьников актуальным - Технология развития мотивации учения в школе строится на развитии мотива достижения учеников. -Потребность в достижении успеха порождается реальными успехами школьников, похвалой и поощрением со стороны значимых взрослых. -Характер оценочных суждений и побудительных обращений педагога является для ученика показателем его успешности в учебной деятельности и воспринимается им как показатель ценности его личности. -Развитие мотивации достижения тесно связано с развитием настойчивости, самостоятельности и трудолюбия.