ПОДРОСТОК
Вступление в подростковую пору связано не с изменениями в обстоятельствах жизни ребенка, а с изменениями в нем самом. И самое главное – это возникновение ощущения собственной зрелости и стремление быть и считаться взрослым.
Возможности детей непрерывно нарастают: Совершенствуется память, внимание, преобразуется характер мышления, развиваются критические черты характера, растет самостоятельность, расширяется круг интересов и стремлений. Совершенствуется память, внимание, преобразуется характер мышления, развиваются критические черты характера, растет самостоятельность, расширяется круг интересов и стремлений.
Нервная система подростка На протяжении предшествующих лет нарастала ведущая роль коры больших полушарий головного мозга. Кора приобретала способность оказывать тормозящее влияние на подкорковые структуры. Но в период полового созревания снова наблюдается усиление подкорковой активности, что приводит к повышенной нервозности, несдержанности, неустойчивости эмоциональных реакций.
Подростки способны к самоконтролю, критическому отношению к себе и окружающим. Вместе с тем, в нервных центрах возбуждение преобладает над торможением, и поэтому подростки чрезмерно реагируют на внешние воздействия. Сильный раздражитель может не вызвать у ребенка реакции, а слабый вызовет не адекватно бурную реакцию.
Подросток может быть безразличен к происходящему вокруг, но бурно реагировать из-за пустяка. Нередки и проявления негативизма – на просьбу взрослого отвечает грубым отказом. У девочек нарушения эмоционального плана – они чересчур обидчивы, могут вдруг расплакаться… Мальчики становятся более шумными, у них появляется много лишних движений.
Координация движений нарушается в большей степени у мальчиков, так как у них наиболее сильное «вытягивание». Отсюда меньшая точность движений, общая угловатость. Хуже становится почерк, больше описок, исправлений. Ребенок неловок, постоянно хочет к чему-нибудь прислониться.
Речь подростка Делается замедленной. Ответы на вопросы скудные, однозначные, взрослый как бы «вытягивает» из них ответ. Для получения исчерпывающего ответа приходится задавать дополнительные вопросы.
Работоспособность Недостаточно высокая. Если продуктивность работы возрастает, то качество значительно отстает. Возрастает процент ошибочных действий. Наряду с этим подростки быстро утомляются. Это проявляется так: сначала появляется двигательное беспокойство, затем сонливость или напротив сильное возбуждение.
родители воспринимают как расширение обязанностей и ответственности ребенка. А сам ребенок, как расширение своих прав и возможностей. От сюда вытекает конфликт. Конфликт там, где сдвиги в развитии личности ребенка в самом начале подросткового возраста опережают необходимые изменения в отношениях со взрослым. Для преодоления конфликта от взрослого должна исходить инициатива в изменении взаимоотношений. (В противном случае ребенок становится инициатором перемен, а взрослый противится им. Подросток протестует и навязывает свои правила «взрослой» игры.) От сюда вытекает конфликт. Конфликт там, где сдвиги в развитии личности ребенка в самом начале подросткового возраста опережают необходимые изменения в отношениях со взрослым. Для преодоления конфликта от взрослого должна исходить инициатива в изменении взаимоотношений. (В противном случае ребенок становится инициатором перемен, а взрослый противится им. Подросток протестует и навязывает свои правила «взрослой» игры.) Процесс взросления
Типичные ошибки родителей Деспотизм взрослого приводит к подавлению личности, желанию «отыграться» на более слабом, нарушению общественных норм, лжи и притворству, желанию уйти из дома. Непоследовательность взрослого – непонимание норм поведения ребенком, каждая прошлая уступка натиску ребенка становится средством достижения желаемого.
Отношения развиваются благополучно если: Ребенка научили быть самостоятельным и он действительно стал серьезным помощником родителей. Взрослый стал близким другом ребенка, активным участником его личной жизни. Взрослый служит для ребенка образцом, помогает справиться с различными трудностями. В основе взаимоотношений должны лежать: товарищество, дружба, доверие, взаимоуважение, помощь.
Научиться жить с подростком Понимать особенности подросткового периода! Признать право ребенка на взросление! Доверять и разумно контролировать! Не требовать постоянной самооценки! Не требовать четкости и точности исполнения! Младшим подросткам – щадящий режим! Старшим – правильная организация деятельности! Не критиковать! Отмечать позитивные изменения!
Никаких конфликтов не возникает, если взрослые правильно понимают природу происходящих с подростком изменений и считаются с ними.