Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира» Задачи урока: 1. Познакомиться с основными поня- тиями наук, изучающих население; 2. Рассмотреть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира» Задачи урока: 1. Познакомиться с основными поня- тиями наук, изучающих население; 2. Рассмотреть.
Advertisements

Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира» Задачи урока: 1. Познакомиться с основными поня- тиями наук, изучающих население; 2. Рассмотреть.
Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира» Задачи урока: 1. Познакомиться с основными понятиями наук, изучающих население; 2. Рассмотреть.
ПОЛОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. - Э ТО СООТНОШЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ. В ЦЕЛОМ, В МИРЕ НА 100 ЖЕНЩИН ПРИХОДИТСЯ 101 МУЖЧИНА. В экономически.
Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира» Задачи урока: 1. Познакомиться с основными поня- тиями наук, изучающих население; 2. Рассмотреть.
Тема урока: «Демографическая политика. Качество населения» 10 класс.
Науки о население: ДЕМОГРАФИЯ - наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой.
Науки о населении: ДЕМОГРАФИЯ - наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой.
ПОЛОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МИРА. - Э ТО СООТНОШЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ. В ЦЕЛОМ, В МИРЕ НА 100 ЖЕНЩИН ПРИХОДИТСЯ 101 МУЖЧИНА. В экономически.
Численность и воспроизводство населения мира. Цель урока: Изучить численность населения, темпы роста численности населения, типы воспроизводства населения.
География населения Мира Урок географии в 10-м классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учитель МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области.
Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира» Задачи урока: 1. Познакомиться с основными поня- тиями наук, изучающих население; 2. Рассмотреть.
География населения мира Численность и воспроизводство населения.
Численность и воспроизводство населения мира Демографическая политика.
Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира» Задачи урока: 1. Познакомиться с основными поня- тиями наук, изучающих население; 2. Рассмотреть.
Науки о население: ДЕМОГРАФИЯ - наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой.
Тема : « Численность и воспроизводство населения мира ».
Для этого типа характерны невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста Для этого типа характерны невысокие показатели.
Научить учащихся характеризировать динамику численности населения земного шара, раскрыть сущность демографической политики и демографического перехода.
Учитель географии МОУ Сош ст. Елюзань Галямова Светлана Александровна.
Транксрипт:

Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира» Задачи урока: 1. Познакомиться с основными поня- тиями наук, изучающих население; 2. Рассмотреть и проанализировать ди- намику изменения численности насе- ления мира; 3. Выявить долю ЭРС и РС в мировом населении; 4. Рассмотреть типы воспроизводства населения разных стран. Основные понятия урока: Воспроизводство, естественный прирост, демографический взрыв, демографическая политика, типы воспроизводства, демография, раса, этнос.

Науки о население : ДЕМОГРАФИЯ ДЕМОГРАФИЯ - наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав. прирост, возрастной и половой состав. ЭТНОГЕОГРАФИЯ наука о происхождении народов и взаимоотношениях между ними - наука о происхождении народов и взаимоотношениях между ними.

С начала ХIХ века в мире было более 2000 переписей. В настоящее время в мире не осталось стран, в которых не было бы переписи – 1985 годы ООН объявила десятилетием переписи населения, 191 страна провела перепись, охвачено было 95% мирового населения. По подсчетам статистов-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд человек. Со второй половины ХХ века быстрый рост на- селения приобрел характер демографического взрыва. Рассмотрите график, восколько раз увеличился ежегод- ный прирост населения по сравнению с серединой ХХ в. млн чел. Г О Д ЕЖЕГОДНЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ МИРА ЗАДАНИЕ. Определите, насколько человек увеличилась численность насе- ления Земли за 2000 год? В каком году произошел пик демогра- фического взрыва?

По прогнозам ООН, численность населения земного шара достигнет 10 млрд человек к середине ХХI века г.2002 г.2050 г. (прогноз) Китай1139Китай1292Индия1531 Индия851Индия1045Китай1395 США250США281США408 Индонезия188Индонезия231Пакистан348 Бразилия151Бразилия176Индонезия294 Россия148Пакистан148Нигерия258 Япония124Россия145Бангладеш255 Пакистан114Бангладеш133Бразилия233 Бангладеш110Нигерия130Эфиопия171 Нигерия87Япония127Конго152 - развитые страны - развивающиеся страны

В экономически развитых стра- нах среднегодовой прирост насе- ления составляет в среднем 0,3%, в развивающихся странах – 1,7%. Поэтому 90% всего мирового прироста населения приходится на развивающиеся страны и их доля в мировом населении продолжает возрастать. Выбери правильный ответ. 1. Демографический взрыв характерен для стран: Восточной Европы Азии, Африки, Лат. Америки Австралии и Океании 2. В настоящее время численность насе- ления мира приближается к (млрд чел.) Лидером по численности населения яв- ляется: ИндияКитайСША 4. Пик демографического взрыва произо- шел в: 1950 гг.1970 гг.2000 гг. ОТВЕТЫ

правильный ответ. 1. Демографический взрыв характерен для стран: Азии, Африки, Лат. Америки 2. В настоящее время численность населения мира приближается к (млрд чел.) 7 3. Лидером по численности населения является: Китай 4. Пик демографического взрыва произошел в: 1970 гг. НАЗАД

ПЕРВЫЙ ТИП (СУЖЕННЫЙ – демографическая зима) ВТОРОЙ ТИП (РАСШИРЕННЫЙ – демографическая весна ) ХарактеристикаI типа: ВОСПРОИЗВОДСТВО ХарактеристикаIIтипа: Рождаемость - Смертность - Естественный прирост - невысокая до 12 чел. на 1000 жит. Рождаемость - Смертность - Естественный прирост - высокая низкая свыше 12 чел. на 1000 жит. Задание: 1. Откройте учебник настр. 49, карта 13 «Воспроизводство населения». 2. Проанализируйте карту: какие страны и регионы мира относятся кIтипу, какие коIIтипу, сделайте вывод. Рост численности населения зависит от характера воспроиз- водства. Рост численности населения зависит от характера воспроиз- водства. В настоящее время выделяют два типа воспроизводства насе- ления (см. схему). В настоящее время выделяют два типа воспроизводства насе- ления (см. схему). ЗАДАНИЕ. ЗАДАНИЕ. Рассмотрите карту. В каких регионах мира получил распространение I тип воспроизвод- ства, а в каких – II тип. На следующем слайде будут рассмотрены причины, вызы- вающие разные типы воспро- изводства в развитых и разви- вающихся странах.

На рисунке показаны половозрастные пирами- ды для развивающихся и развитых стран. Длина каждой полосы соответ- ствует указанному коли- честву людей. РАСШИРЕННЫЙ ТИПСУЖЕННЫЙ ТИП МУЖЧИНЫ ЖЕНЩИНЫ (I тип) ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ НЕВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОЖДАЕМОСТИ (I тип) (II тип) ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОЖДАЕМОСТИ (II тип) - высокий уровень социально-экономического развития; - высокий уровень урбанизации (в сельской местности рождаемость выше, в городах - ниже); - изменение статуса женщин, эмансипация и появление новой системы ценностей; - увеличение доли старших возрастов - старение нации; - производственный травматизм. - низкий уровень развития экономики, с преоб- ладанием сельского хозяйства; - невысокий уровень урбанизации (в селе рож- даемость выше); - своеобразный общественный уклад, рели- гиозные обычаи, поощряющие многодетность; - подневольное положение женщин, ранние бра- ки; - использование достижений современной меди- цины для борьбы с эпидемическими заболе- ваниями; - запреты по планированию семьи в мусуль- манских странах.

государственную демогра- фическую политику Большинство стран современного мира стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демогра- фическую политику. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯПОЛИТИКА - ЭТО СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ, ЭКОНОМИЧЕС- КИХ, ПРОПАГАНДИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ГОСУДАРСТВО ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА РОЖДАЕ- МОСТЬ В ЖЕЛАТЕЛЬНОМ ДЛЯ СЕБЯ НАПРАВЛЕНИИ. В конституции Китайской Народной Республики говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по планово- му деторождению, на рождение ребенка надо получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки не разрешаются. Осуществление этой политики уже дало большие результаты. Рассмотрим вопрос о Рассмотрим вопрос о качестве населения. качестве населения. НАПРИМЕР …

КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЭТО КОМПЛЕКСНОЕ ПОНЯТИЕ, УЧИТЫВАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (душевой доход, занятость, калорийность питания) КУЛЬТУРНЫЕ (уровень грамотности, количество библиотек, театров на душу населения) СОЦИАЛЬНЫЕ (уровень здравоохранения, развитие демократических институтов) О ДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ СЛУЖИТ ПОКАЗАТЕЛЬ СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ. В СРЕДНЕМ ОН СОСТАВЛЯЕТ 66 ЛЕТ. САМЫЙ ВЫСОКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ САМЫЙ НИЗКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ 80 лет ЯПОНИЯ АВСТРАЛИЯ ШВЕЦИЯ КАНАДА 36 лет СЬЕРРА-ЛЕОНЕ ГВИНЕЯ ГАМБИЯ БУРКИНА-ФАСО СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В МИРЕ ( КОНЕЦ ХХ ВЕКА )

П р о в е р ь с е б я. НАУКИ О НАСЕЛЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. Дайте определения понятиям: 1.Демография; 2.Воспроизводство; 3.Естественный прирост; 4.Демографический взрыв; 5.Демографическая политика; 6.Типы воспроизводства; 7.Демография; 8.Раса; 9.Этнос. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ 1.Какова динамика численности населения мира? Сколько жите- лей на нашей планете? 2.Чему равен ежегодный прирост населения? 3.Назовите десятку стран-лидеров по населению? 4.Какова доля экономически раз- витых и развивающихся стран в мировом населении? ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ 1. Какие типы воспроизводства существуют в современном ми- ре? Чем они отличаются друг от друга? 2. Для каких стран характерен первый тип, а для каких – второй? 3. Какие причины вызывают ра- зные типы воспроизводства? 4. Может ли государство влиять на воспроизводство населения? Приведите примеры. КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ 1.Что понимают под понятием «качество населения»? 2.Что является главным показате- лем качества населения? Если Вы ответили на данные вопросы, то можете приступать к выполнению задания к уроку.