О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ Образец работы 5 класса выполнила Косарева Александра Олеговна Образы животных в произведениях А.И. Куприна
НАША ГИПОТЕЗА: Животные у Куприна – лучшие друзья человека, которые могут испытывать разнообразные чувства и нуждающиеся в защите.
Особое отношение было у Куприна к животным. Страстный охотник и рыболов, он глубоко понимал зверей и с большим искусством изображал собак, лошадей, обитателей зверинцев, животных –артистов цирка.
Ю – Ю …Мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей… Тёмно – каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш!..
СКВОРЦЫ …Провисшие телеграфные и телефонные проволоки были тесно унизаны ими, как большими чёрными чётками. Чёрная спинка его (скворца) отливает на солнце металлическим зелёным или фиолетовым цветом, грудь в бурых крапинках.
БАРБОС И ЖУЛЬКА Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. Благодаря длинной, чуть–чуть вьющейся шерсти в нём замечалось отдалённое сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы.
Летом он постоянно с головы до хвоста бывал унизан колючимирепяхами, осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. Уши Барбоса вечно носили на себе следыбоевых схваток…
Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок. Они отличаются верностью, независимым характером и тонким слухом.
Жулька также принадлежала к очень распространённой породе маленьких, тонконогих собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость.
БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрёстков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад.
САПСАН Я Сапсан Тридцать Шестой – большой и сильный пёс редкой породы, красно – песочной масти, четырёх лет отроду и вешу около шести с половиной пудов.
Сравнение человека с животным, созверем всегда звучит у Куприна не в укор, а в похвалу человеку, его силе, ловкости, непосредственност и и красоте.
ИЗУМРУД Вот тот, высокий, худой, сгорбленный, у которого бритое лицо и золотые очки, - о, это совсем другое дело. Он весь точно какая- то необыкновенная лошадь – мудрая, сильная и бесстрашная.
ИЗУМРУД Он никогда не сердится, никогда не ударит хлыстом, даже не пригрозит, а между тем когда он сидит в американке, то как радостно, гордо и приятно – страшно повиноваться каждому намёку его сильных, умных, всё понимающих пальцев.
Куприн писал: Животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость.
явно слышится просьба, возмущение, ласка или боль. Он говорил, что если прислушаться к интонации мяуканья или лая,
Куприн понимал, как нуждается животное в помощи и защите человека. В рассказе Скворцы он обращается прямо к детям: «Попробуйте бросать птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом всё уменьшая расстояние. Вы добьётесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо… Только не обманывайте его доверия. Разница между вами обоими только та, что он маленький, а вы большой».
ВЫВОД: Куприн призывал любить и беречь животных, относиться к ним как к самому себе, только маленькому.