С Авторы-составители программы: Чиндилова О.В., Чиндилов Д.В.
Педагогика здравого смысла как концептуальная основа образовательной системы «Школа 2100». Основные идеи концепции: ориентация на потребности и возможности современной массовой школы; опора на педагогическое наследие Л.С. Выготского, П.П. Блонского, Л.Н. Толстого; психологические идеи Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; не противопоставление концепциям развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков) и др. 2
Главные отличия от концепций Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова, Л.В.Занкова: максимальное соотношение с практикой реальной массовой школы; ориентация на особенности современной образовательной среды и современного школьника. 3
Зачем школе новые учебники? «Школа 2100» – новые развивающие учебники 4 Старые традиционные учебники – хорошие!
Когда мы были маленькими… мы играли во дворе и знали только то, что нас окружает 5 Теперь дети изменились.
Чем отличаются современные дети? Требуется изменение содержания Требуется изменение методики (проблемно-диалогическая технология – дети участвуют в обсуждении) Требуется изменение методики (от интересного не устают) 6 Информированность Раскованность Слабое здоровье
В чем причина информированности современных детей? 7 Непосредственный опыт общения с окружающим миром бессистемный Опосредованный, но к сожалению бессистемный опыт, полученный из телевизора
(разработаны академиком РАО А.А. Леонтьевым) - личностно ориентированные личностно ориентированные личностно ориентированные - культурно ориентированные культурно ориентированныекультурно ориентированные - деятельностно ориентированные деятельностно ориентированныедеятельностно ориентированные 12
система личностно ориентированного, развивающего образования для массовой школы, непрерывного по ступеням: Дошкольная подготовка Начальная школа Основная школа Старшая школа 30
Образовательная СИСТЕМА Концепция (автор – академик РАО А.А.Леонтьев), определяющая цель: выращивание функционально-грамотной личности (развитие личности через культуру в деятельности)академик Принципы, обеспечивающие достижение цели Учебно-методическое обеспечение Образовательные технологии Научное сопровождение 4
39
Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН Бунеев Рустэм Николаевич, доцент Бунеева Екатерина Валерьевна, заслуженный учитель Российской Федерации Пронина Ольга Викторовна. 42
Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН Бунеев Рустэм Николаевич, доцент Бунеева Екатерина Валерьевна. 46
Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН Бунеев Рустэм Николаевич, доцент Бунеева Екатерина Валерьевна. 57
Авторы: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких 121
Руководитель авторского коллектива - доцент Вахрушев Александр Александрович 68
Руководитель авторского коллектива – кандидат ист. наук Данилов Дмитрий Даимович 93 ИсторияОбществознание
Руководитель авторского коллектива: профессор Ладыженская Таиса Алексеевна 79
Руководитель авторского коллектива - Горячев Александр Владимирович 101
Доцент Куревина Ольга Александровна Доцент Лутцева Елена Андреевна 110
7 1) Что такое функционально- грамотная личность? 2) Как можно «выращивать» личность? 3) Какие три группы дидактических принципов определены в цели? 4) Как вы понимаете принцип минимакса? 1) Что такое функционально- грамотная личность? 2) Как можно «выращивать» личность? 3) Какие три группы дидактических принципов определены в цели? 4) Как вы понимаете принцип минимакса?
ФУНКЦИОНАЛЬНО – ГРАМОТНАЯ ЛИЧНОСТЬ Личностные качества Л - любознательность И - интерес Ч - человечность Н - нестандартность О - ответственность С - самостоятельность Т - творчество Ь - ?
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна 1. использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненно-практических задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений; 2. действовать в соответствии с общественными ценностями, понимая, что жизнь среди людей - это постоянный поиск компромиссов. 8
Жизненно-практическая задача (проблема) – ситуация, побуждающая человека к действию, при котором для получения результата необходимо осуществить несколько взаимосвя- занных операций, привлекая раз- ные умения и знания. 9
Чтобы научиться самим решать проблемы их надо решать постоянно. Дети сами открывают знания – проблемно-диалогическая технология Создание проблемной ситуации Формулировка проблемы (цели) урока и составление плана Высказывание версий ответа Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы Решение проблемы Формулировка решения Проверка решения с помощью учебника Первичное закрепление Самостоятельное применение знаний Итог урока 25 Этап постановки проблемы и актуализации знаний Этап поиска решения (открытия знаний) Этап самостоятельного применения знаний Итог урока
Как учить? Новая цель требует новых методов и технологий Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками 26 Проблемно- диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками
В 1-м и 2-м классах лучше начинать с актуализации 27 Проблемно- диалогический урок (3-9 класс) 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения 5. Применение знаний учениками Проблемно- диалогический урок (1-2 класс) 1.Актуализация знаний учеников с помощью учителя 2.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения 5. Применение знаний учениками
Важно учить детей самостоятельно «открывать» знания на каждом уроке 28 но сложный материал гораздо проще, быстрее и лучше расскажет учитель Я не волшебник, я только учусь!
Важные принципы, которые следует соблюдать при изучении новой темы Презумпция правильного ответа – надо изо всех сил искать разумное содержание в ответе ученика Ученик говорит как может, а учитель – помогает точно сформулировать На любой хороший творческий вопрос, как и в жизни, может быть более одного правильного ответа 29
Минимакс – принцип работы с содержанием учебного материала. Материалы учебника и учитель дают возможность ученику, если он захочет, взять материал по максимуму (в учебнике для этого есть избыточные знания и избыточные задания). Минимум содержания (гос. стандарт и требования программы) должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепления и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы. 11
Принцип минимакса позволяет учителю решить множество проблем 31 Принцип минимакса Принцип минимакса – ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) узнать минимум Ученики разные Нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного Обилие информации Решение: Проблемы: Индивидуальный подход и развитие всех учеников Дети учатся находить главное
Нам в жизни придется не только открывать знания самостоятельно, но и находить ответы в книге Не забывайте просить учеников проверить правильность их предположений в учебнике: 2 класс – в главной мысли урока, определенном абзаце 3-4 класс – на определенной странице, всем материале 32
Закончить урок вовремя важнее, чем успеть изучить весь материал но итог урока должен быть обязательно 33 Домашнее задание должно быть сориентировано не на закрепление (тогда нужна помощь родителей), а на самостоятельную творческую работу
ДАТЬ ТРУД ЧЕЛОВЕКУ, ТРУД СВОБОДНЫЙ, НАПОЛНЯЮЩИЙ ДУШУ, И ДАТЬ СРЕДСТВА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭТОГО ТРУДА - ВОТ ПОЛНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. К. Д. УШИНСКИЙ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОЛЖНА ЗАКЛЮЧАТЬСЯ В РАЗВИТИИ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БЛАГОДОРЯ КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВПОСЛЕДСТВИИ СТАТЬ РАСПОРЯДИТЕЛЕМ СВОЕЙ СУДЬБЫ, ПРОДОЛЖАТЕЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ СВОЕЙ ЖИЗНИ… А. ДИСТЕРВЕГ