Автор: Иванова Серафима ученица 9Б класса МОУ ООШ 3 г.Камешково Владимирской области «Современный русский литературный язык как основа культуры речи русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры Русский язык и культура речи Чиконина Г.В., к.п.н., доцент Резюме.
Advertisements

Методическое объединение учителей русского языка Вязниковского района представляет предмет «Русский язык»
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Культура речи в структуре профессиональной компетентности специалиста.
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Основные требования к публичному выступлению Арутюнян Ирина Алексеевна, заместитель директора МОУ «Центр творческого развития и гуманитарного образования.
Прозвища как особый вид антропонимической лексики и их функционирование в школьной среде Автор работы: Ворошилов Семён, учащийся 8 класса МОУ Комсомольской.
Тема проекта: «Русский язык в сети Интернет» Название проекта: «Русский язык. Культура речи» Работу выполнила Ученица 10а класса Давлятова Валерия Додарчоновна.
Национальный русский язык. Роль языка в обществе. Язык и речь. Формы языка.
Презентация по русскому языку на тему:»Экология языка - экология нравственности» Ученицы 11»А» класса средней школы 376 Деевой Алины Учитель русского языка.
Литературный язык Языковые нормы. А.М. Горький: «Всякий материал, а язык особенно, требует тщательного отбора всего лучшего, что в нём есть, - ясного,
Культура речи и этикет. План Формирование культуры речи – главная воспитательная задача Формирование культуры речи – главная воспитательная задача Литературный.
Что такое лингвистика? Лингвистика Происхождение языков Функционирование языков Сходство и различие языков Процессы говорения и понимания во времени.
Свойства разговорного языка. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области
Научный стиль. Определение научного стиля.. Что такое научный стиль? Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
«РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПО РАБОТЕ СНАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ» Учитель начальных классов МОУ СОШ 6 г. Балашиха Романова Марина Витальевна.
Транксрипт:

Автор: Иванова Серафима ученица 9Б класса МОУ ООШ 3 г.Камешково Владимирской области «Современный русский литературный язык как основа культуры речи русского народа»

Цель реферата: изучение актуальных проблем культуры речи, попытка определения роли и места русского языка в современном многонациональном мире. В процессе работы были выдвинуты следующие задачи: 1. рассмотреть положение русского языка в современном мире ; 2. дать определение русского языка как национального; 3.определить понятие русского литературного языка; 4. изучить нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи. Объектом исследования являются проблемы формирования культуры речи личности. Предмет исследования: современный русский литературный язык как основа культуры речи русского народа. Методы, используемые при написании реферата: 1.изучение, обработка научных источников по проблеме исследования; 2. анализ научной литературы, учебников и пособий по русскому языку, основам культуры речи, языкознанию, лингвистике, культуре языковой коммуникации.

Теоретическая база реферата

«Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа» К.Д.Ушинский

Глава 1. Положение русского языка в современном мире В XX веке Россия пережила два крупных потрясения: революционный переворот в 1917 г. и перестройку 90-х гг возрос интерес к русскому языку во всем мире В результате с каждым годом увеличивалось число лиц нерусской национальности, владеющих русским языком. Создание в 1967 г. Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). В 1973 г. открывается Институт русского языка им. А.С. Пушкина

Глава 2. Русский язык – национальный язык русского народа Во-первых, люди объединяются по территориальному признаку, месту проживания. В качестве средства общения жители сельской местности используют диалект – одну из разновидностей национального языка. Во-вторых, объединению людей способствуют социальные причины: общность профессии, род занятий, интересов, социального положения. Для таких социумов средством общения служит социальный диалект. Поскольку социальный диалект имеет немало разновидностей, в научной литературе для их наименования служат также термины жаргон, арго. Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

Глава 3. Понятие русского литературного языка Функционирование литературного языка в важнейших сферах человеческой деятельности; заложенные в нем разнообразные средства для передачи информации; наличие устной и письменной форм; разграничение и противопоставление книжной и разговорной речи – все это дает основание считать литературный язык высшей формой национального языка. Русский литературный язык – наше богатство, наше достояние. Он воплотил в себе культурные и исторические традиции народа. Мы несем ответственность за его состояние, за его судьбу. Книжная речь строится по нормам литературного языка, их нарушение недопустимо; предложения должны быть закончены, логически связаны друг с другом. В книжной речи не допускаются резкие переходы от одной мысли, которая не доведена до логического конца, к другой. Среди слов встречаются отвлеченные, книжные слова, в том числе научная терминология, официально- деловая лексика. Разговорная речь не столь строга в соблюдении норм литературного языка. В ней разрешается использовать формы, которые квалифицируются в словарях как разговорные. В тексте такой речи преобладает общеупотребительная лексика, разговорная; отдается предпочтение простым предложениям, избегаются причастные и деепричастные обороты.

Глава 4. Культура речи. Что такое культура речи? – соблюдение этики общения; – владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах – умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации. Нормативный аспект Коммуникативный аспект Этический аспект

Л.Н. Толстой: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия» Л.Н.Толстой

Речь точностьчистотабогатствопонятность выразительность «Тот, кто употребляет слова без ясного и неизменного смысла, тот вводит себя и других в заблуждение. А тот, кто делает это умышленно, является врагом истины и познания»

Речевой этикет 1. Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в отношения, ведущих разговор. 2. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Интересный факт: по принятому в России этикету местоимение Вы следует использовать: 1) при обращении к незнакомому адресату; 2) в официальной обстановке общения; 3) при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату; 4) к старшему (по положению, возрасту) адресату. Местоимение Ты используется: 1) при разговоре с хорошо знакомым человеком, с которым установлены дружеские, приятельские отношения; 2) в неофициальной обстановке общения; 3) при дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату; 4) к младшему (по положению, возрасту) адресату.

Заключение Таким образом, проблема русского литературного языка как основы культуры речи русского народа остается открытой. Она будет решена только тогда, когда каждый научится уважать себя и с уважением относиться к другим, когда научится защищать свою честь и достоинство, когда станет личностью, когда неважно будет, какую должность он занимает, каков его статус. Важно, что он гражданин Российской Федерации. Повышение культуры устной и письменной речи, забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Особо следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи. Таким образом, изучив актуальные проблемы культуры речи, определив место русского языка в современном многонациональном мире, изучив нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи, я пришла к выводу, что русский литературный язык является основой культуры речи каждого человека.

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». А.Куприн