Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим
2 Немного теории Одним из важных показателей деятельности образовательного учреждения является результативность воспитательного процесса, а именно воспитанность школьника. Воспитанность есть сформированность ценностных отношений на уровне современной культуры
3 Базовые универсальные ценности: Познание (равно как и знание, образование). Личность в аспекте двух её составляющих «Я-ценность» и «Другой-ценность». Общественно полезная деятельность. Ответственность.
4 Уровни развития ценностей: Высокий (1-й) уровень баллов, набранных по данному показателю, свидетельствует об истинной роли для конкретного ученика и учащихся в целом данной ценности. Средний (2-й) уровень баллов свидетельствует о понимании учащимися значения данной ценности в целом как ценности в жизни, но полного осознанного самоопределения по отношению к этой ценности не произошло. Низкий (3-й) уровень баллов свидетельствует о малой степени сформированности этого важнейшего показателя самоактуализирующейся личности либо об отсутствии его вообще (при результате О баллов 0%). Учащийся избегает ситуаций, которые требуют от него приложения каких-либо усилий для реализации принципов данной ценности.
5 Познание как ценность Важно определить такие проявления ценности познания, как увлечённость учёбой в школе, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, творческий подход к выполнению той или иной деятельности (в том числе и учебной), готовность прилагать определённые усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности. Собственно, этот тестовый показатель определяет степень выраженности у учащихся стремления к приобретению знаний об окружающем мире и представляет их отношение к познанию.
6 Отношение девятиклассников к познанию, как к ценности
7 Важность познания для девятиклассников:
8 Отношение десятиклассников к познанию, как к ценности
9 Важность познания для десятиклассников:
10 Отношение одиннадцатиклассников к познанию, как к ценности
11 Важность познания для учащихся 11-х классов :
12 Важность познания для старшеклассников:
13 Шкала «Я-ценность» Шкала «Я-ценность» позволяет обратить внимание на то, формируются ли у учащихся такие важные личностные характеристики, как стремление к самопознанию, осознанию собственных чувств и поступков, интерес к себе как личности и индивидуальности, способность принимать себя таким, как есть. Таким образом, данный показатель теста определяет характер отношения к себе, степень выраженности у учащихся принятия себя как личности и индивидуальности, способности ценить свои достоинства, осознания собственной значимости и ценности.
14 Отношение девятиклассников к своей личности, как к ценности
15 Важность своей личности для девятиклассников:
16 Отношение десятиклассников к своей личности, как к ценности
17 Важность своей личности для десятиклассников:
18 Отношение одиннадцатиклассников к своей личности, как к ценности
19 Важность своей личности для одиннадцатиклассников:
20 Важность своей личности для старшеклассников:
21 Шкала «Другой-ценность» Этот показатель определяет степень выраженности принятия другого человека как индивидуальности, уважения к другому и умения конструктивно выстраивать субъект-субъектные отношения, стремления проявлять доброжелательность, уважительность, доверие, веру в личностный потенциал другого человека.
22 Отношение девятиклассников к другой личности, как к ценности
23 Важность другой личности для девятиклассников:
24 Отношение десятиклассников к другой личности, как к ценности
25 Важность другой личности для десятиклассников:
26 Отношение одиннадцатиклассников к другой личности, как к ценности
27 Важность другой личности для одиннадцатиклассников:
28 Важность другой личности для старшеклассников:
29 Шкала «Общественно-полезная деятельность» ориентация на общественную значимость выполняемого дела, интерес к участию в общественно полезном труде; стремление приносить пользу другим людям и бескорыстие; поддержка деловитости и активности окружающих людей, поощрение их инициативности; стремление к развитию собственной деловитости и творческого отношения к любому виду деятельности; нацеленность на значительность и зна чимость своей деятельности для других.
30 Отношение девятиклассников к общественно-полезной деятельности
31 Важность общественно-полезной деятельности для девятиклассников:
32 Отношение десятиклассников к общественно-полезной деятельности, как к ценности
33 Важность общественно-полезной деятельности для десятиклассников:
34 Отношение учащихся 11-х классов к общественно-полезной деятельности, как к ценности
35 Важность общественно-полезной деятельности для учащихся 11-х классов:
36 Важность общественно-полезной деятельности для старшеклассников:
37 Шкала «Ответственность как ценность» насколько старшеклассник чувствует ответственность за то, что случается с ним в его жизни; испытывает ли он потребность в обосновании и объяснении совершаемых им действий; стремится ли анализировать свои поступки и считает ли самоанализ важным жизненным актом взрослого человека; руководствуется ли молодой человек при принятии своих решений принципами, основанными на чувстве долга.
38 Отношение девятиклассников к ответственности, как к ценности:
39 Важность ответственности для девятиклассников:
40 Отношение десятиклассников к ответственности, как к ценности
41 Важность ответственности для десятиклассников:
42 Отношение учащихся 11-х классов к ответственности, как к ценности
43 Важность ответственности для учащихся 11-х классов:
44 Важность ответственности для старшеклассников:
45 Ценностные ориентации учащихся 9-х классов:
46 Ценностные ориентации учащихся 10-х классов:
47 Ценностные ориентации учащихся 11-х классов:
48 Ценностные ориентации учащихся старших классов:
49 Выводы по результатам исследования: Познание, как ценность более значима в 9 - х классах, а менее всего – в 10 – х. Ценность своей личности более всего значима в 11 – х классах, а менее всего – в 9 – классах. Ценность другой личности более всего значима в 9-х классах, а менее всего – в 10-х классах. Ценность общественно-полезной деятельности более всего значима в 9-х и 11-х классах, а менее всего – в 10-х. Ответственность как ценность более всего значима в 9- х классах, а менее всего в 10 -х классах.
50 Выводы по результатам исследования: Для девятиклассников наиболее значимы ценности ответственности и познания, а наименее значимы – ценности своей и чужой личности. Для десятиклассников и учащихся 11-х классов наиболее значимы ответственность и ценность своей личности, а наименее значимы – ценность другой личности и общественно- полезная деятельность. Наиболее гармонично развивается ценность своей личности, показатели закономерно возрастают от 9-го класса к 11-му. Развитие ценности познания происходит неправильно, т.е. ценность познания падает от 9-го класса к 11-му. Остальные ценности развиваются не ровно, т.е. их значимость снижается от 9-го класса к 10-му, а затем почти восстанавливается к 11-му классу.