ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема: «Духовно-нравственные основы развития личности». Цель: Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного развития современного школьника; Цель: Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного развития современного школьника; диагностика и анализ уровней диагностика и анализ уровней духовно-нравственного развития обучающихся; духовно-нравственного развития обучающихся; корректировка подходов и технологий духовно - нравственного воспитания школьников. корректировка подходов и технологий духовно - нравственного воспитания школьников.
«Руководить нравственным воспитанием «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, – это значит создавать моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце». о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце». В.А.Сухомлинский В.А.Сухомлинский План проведения заседания педагогического совета: План проведения заседания педагогического совета: 1. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе. Теоретико-методологические основы проблемы духовно-нравственного воспитания. Теоретико-методологические основы проблемы духовно-нравственного воспитания. 2.Словарь терминов по теме «Духовность. Нравственность. Культура. Моральные ценности». 3. Уровни нравственности (по Кольбергу). 4. Эффективные формы воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся и классных коллективов (информация классных руководителей) - влияние литературы на духовно-нравственное воспитание обучающихся - влияние литературы на духовно-нравственное воспитание обучающихся - изучение социализированности личности обучающихся - изучение социализированности личности обучающихся - о реализации проблемы духовно-нравственного воспитания классных коллективов (результаты анкет, выводы) - о реализации проблемы духовно-нравственного воспитания классных коллективов (результаты анкет, выводы) 5. Принятие решения по реализации проблемы.
Конечная цель гуманистического воспитания – сформировать у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию. Человек, способный к этому должен быть: - свободной личностью - гуманной личностью - духовной личностью - творческой личностью - практической личностью
Основные принципы гуманистического воспитания. Основные принципы гуманистического воспитания. Личностный подход. Гуманизация межличностных отношений. Опора на чувства ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Деятельностный подход. Средовой подход. Культурологический подход. Дифференцированный подход. Целостный подход. Комплексный подход.
Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания. Гармонизация эгоистического и альтруистического. Формирование у школьников идеи Родины. Осознание долга. Гражданственность. Представление о добре и зле. Забота о ком-то или о чём-то.
Ценность – то, к чему стремимся и что считаем важным. важным. Внеморальные ценности – то, что предпочтитель- но, но не обязательно (н/р, но, но не обязательно (н/р, любовь к музыке). любовь к музыке). Моральные ценности – обязательные (такие как Моральные ценности – обязательные (такие как честность и справедли- честность и справедли- вость). вость).
Универсальные моральные ценности – обязательны для всех людей, так как они удерживают, утверждают человеческое достоинство. Не универсальные моральные ценности – то, что становится для человека обязательным в результате его верований, например, вера в Бога.
Характер – набор добродетелей, ценности, вошедшие в привычку и проявляющихся в поступках: единство знаний о том, что такое добро, стремления к добру и действия во имя добра. Добродетель – внутренняя склонность поступать нравственно: ценность, вошедшая в привычку.
Уважение – основная ценность: проявление уважения к достоинству кого- то: или что-то: часто выражается в виде различных запретов, как всякого рода «нет» (н/р, «не навреди»). Ответственность – основная ценность: появление заботы о благосостоянии кого-то или чего-то, выступающее как продолжение уважения: быть надежным и выполнять обязательства: часто выражается в виде различных побуждений действию (н/р, как «помоги»).
Декларация прав ребенка (1959) Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможность и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически и умственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным и в условиях свободы и достоинства.
особое психическое состояние. Характеризуется исключительным подъемом духовных сил и способностей человека. П. И. Чайковский: «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».
Душа – внутренний мир человек Душа – внутренний мир человек Советская энциклопедия словарь Идеал: Первоначало мира, выступает как понятие, субстанция, личность Рационализм: Дух – определяющая сторона мышления, сознания Иррационализм: Дух – внемыслительные аспекты (воля, чувство, воображение, интуиция)
философское направление, признающее разум основой познания и понимания людей. признание свободы и равенства граждан, готовность меньшинства подчиниться большинству, умение учитывать общественное мнение, уважать его, участвовать в управлении жизнью коллектива.
отрицает возможность разума в процессе познания и делает основой миропонимания, выдвигая на первый план внемыслительные аспекты духовной жизни человека: волю, непосредственное созерцание, чувство, интуицию, воображение. находящееся за пределами разума, не интеллектуальное.
уважение к человечеству как величайшему творению природы, как к личности, чуткость, отзывчивость, доброжелательность, стремление жить не только ради себя, но и ради других людей. оправдывает любые человеческие действия (бесчестье, злобу, гангстеризм человеческого достоинства).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема: «Духовно-нравственные основы развития личности». Цель: Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного развития современного школьника; Цель: Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно-нравственного развития современного школьника; диагностика и анализ уровней диагностика и анализ уровней духовно-нравственного развития обучающихся; духовно-нравственного развития обучающихся; корректировка подходов и технологий духовно - нравственного воспитания школьников. корректировка подходов и технологий духовно - нравственного воспитания школьников.
Статистические данные на 2007 год. в России ежегодно рождается 17% дебилов 15 миллионов наркоманов 35 миллионов алкоголиков лишь у 15-19% детей могут быть признаки оздоровления 75% из них нуждаются в психиатрической помощи и лечении коэффициент жизнеспособности по шестибальной шкале составляет 1,4.
Уровни нравственного развития по Кольбергу.
Нравственность – особая форма общественного сознания и вид общественных естественных отношений Один из способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Исполнение требований нравственности санкционируется только формами духовного воздействия (объективные оценки, одобрение или осуждение). По определению данному в Большой Советской энциклопедии
Психолог Кольберг выделяет 3 уровня нравственного развития: Преднравственный (состоящий из 2-х стадий) Конвенциональный (включает также 2 стадии) Постконвенциональный (также включает 2 стадии)
Обязанности человека делятся на 4 рода: Обязанности перед самим собой, перед семьёй, перед государством, перед другими людьми вообще. Гегель
Влияние литературы на духовно – нравственное воспитание духовно – нравственное воспитание школьников. школьников.
Степень проявления некоторых нравственных качеств обучающихся Шатровской средней общеобразовательной школы. Для 5-7 классов Для 8-9 классов. Для классов. - совесть - целеустремлённость - целеустремлённость - патриотизм - совесть - идейная убеждённость - целеустремлённость - трудолюбие - трудолюбие - требовательность - любознательность - эрудиция - воля - патриотизм - воля - трудолюбие - требовательность к себе - бережливость - идейная убеждённость - гражданская позиция - интернационализм - гуманность - бережливость - гражданская позиция - бережливость - интернационализм - патриотизм - гражданская позиция - идейная убеждённость - совесть - интернационализм - гуманность - требовательность к себе
Методы изучения социализированности личности обучающихся.
Составляющие технологии: анализ состояния воспитательной работы за предыдущие годы; решение общешкольного родительского собрания на тему «Духовно-нравственное воспитание»; диагностика уровней развития классного коллектива; изучение творческих работ обучающихся (сочинений, анкет); анкетирование родителей.
Тест 1 Если бы мне представилась возможность покинуть Родину навсегда, я бы уехал в… 6 человек остались бы на Родине (46%); 6 человек уехали бы в страны Европы (Великобритания, Франция, Италия), США, Японию (46%); 1 человек не определился (8%).
Тест 2 Пять целей, которые я бы хотел достигнуть больше всего: Слава Деньги Восхищение Дружба Достижения в спорте, искусстве, музыке и т.д. Привлекательная внешность Хорошая пища Красивая одежда, ювелирные изделия и т.д. Счастливая семья Хорошее восприятие другими Хорошее образование Власть и положение Хорошая квартира Хорошая работа Уверенность в себе Счастье и удовольствие Ум Самоуважение Удача Предметы роскоши Навыки в работе Любовь со стороны семьи Талант Уважение семьи, друзей, коллег Хорошее здоровье
Самыми популярными стали: Здоровье, дружба, образование Счастливая семья Уверенность в себе Деньги Достижения, уважение
Тест 3 Я воспитан с верой в то, что… Работа – это… Деньги – это… Религия – это… Национальность – это… Мужчина – это… Женщина – это… Пол – это… Брак – это… Семья – это… Закон – это… Учеба – это… Успех – это… Друг – это…
Тест 4 Из предлагаемого выбрать то, что больше подходит мне: Бог существует Я буду существовать после смерти Я свободен Я в основном хороший Люди в основном любящие и заботливые Школа приносит радость ДаНетНе знаю
Тест 5 Больше всего я восхищаюсь … потому что … Больше всего я уважаю … потому что …
Тест 6 Если бы мне представилась возможность быть кем угодно, то я бы стал …
Тест 7 Представьте, вы в походе, вам необходимо разделиться на группы для ночлега в 6-местной палатке. Напиши 6 фамилий одноклассников, с кем бы ты предпочел переночевать в палатке:
11 «А» класс Всего обучающихся – 17 Работу выполняли - 13
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце». В.А.Сухомлинский
Спасибо за внимание.