СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ: АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Автор: Кукуев А.И. к.п.н., доцент кафедры управления образованием ПИ ЮФУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Боброва Елена Валентиновна доцент кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО «Институт развития образования»
Advertisements

Система дополнительного образования Выбор индивидуальной образовательной траектории Самопознание, самоопределение, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенсткование,
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед. профессии Модуль 1. Учебный элемент 1. 2.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Андрагогическое сопровождение педагога в процессе непрерывного профессионального образования Лаб. научно-методического сопровождения деятельности ММС КРИПК.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС.
Современные педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта.
Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор его профессионального развития.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Психологические особенности подросткового возраста.
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Теоретико-методологические основы ФГОС Анна Викторовна Молокова, зав. кафедрой начального образования, научный сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО,
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
© Фокина Лидия Петровна ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ 40 «РУЧЕЁК»
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Концептуально- технологическая модель организации педагогического процесса в формате ФГТ.
Транксрипт:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ: АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Автор: Кукуев А.И. к.п.н., доцент кафедры управления образованием ПИ ЮФУ

Какие подходы Вам известны? Половозрастной Индивидуальный Деятельностный Дифференцированный Системный Философско- антропологический Синергетический Аксиологический Компетентностный Коммуникативный Ситуационный Средовой Личностно ориентированный Социокультурный Парадигмальный Культурологический Цивилизационный Дисциплинарный и др.

Что такое «подход»? методологическое средство методологическая основа исследования методологическое основание для решения поставленной проблемы принцип и метод проектирования образования (культурологический подход в личностно ориентированном образовании) методологический регулятив инновационной деятельности (парадигмальный подход в поливариативном образовательном пространстве)

Подход Подход (к …) (Совокупность способов, приемов в рассмотрении чего-л., в воздействии на кого- л., что-л. и т.п. Например, Научный подход к решению проблемы) Подход (в …) Теоретическое и логическое основание для рассмотрения, анализа, описания, проектирования чего- л. в виде теории, структуры, модели, идеи, гипотезы и т.п.

Научное понимание подхода Подход – комплексное педагогическое средство. Подход включает три основных компонента: 1) основные понятия; 2) принципы как исходные положения или главные правила осуществления образовательной деятельности; 3) приемы и методы построения процесса образования Подход: связан с научной парадигмой; опосредуется через нее в своей ценностной составляющей; ориентируется на теорию и на технологию подхода; является опосредующим и связующим звеном между методологией и теорией; отвечает на вопрос, как в исследовании могут быть реализованы положения базовой теории

Понятийный аппарат андрагогического подхода Совокупность понятий как инструмент мыследеятельности педагога Ключевое понятие: андрагогика Основные понятия: андрагог; взрослый обучающийся; взрослость; образование взрослых; самореализация (самоактуализация) Производные понятия: андрагогическая модель обучения; андрагогическая подготовка

Схема взаимодействия понятий андрагогического подхода

Модели обучения Педагогическая модель обучения (содержательная модель) Андрагогическая модель обучения (процессуальная модель)

Андрагогическая модель обучения М.Ш.Ноулза 1. Потребность обучающегося знать: почему? что? как? 2. Я-концепция обучающегося: автономный; самонаправляемый. 3. Предыдущий опыт обучающегося: ресурс; мыслительные модели. 4. Готовность учиться: связана с жизнью; развивающая задача. 5. Ориентация на учение: сосредоточена на проблеме; контекстуальная. 6. Мотивация учиться: истинная ценность; личное вознаграждение.

Андрагогическая подготовка совокупность заранее спланированных и разработанных мероприятий по организации и осуществлению обучения и воспитания андрагога

Андрагогическая подготовка целенаправленный, поэтапный, моделируемый, системный процесс обучения, опирающийся на андрагогические принципы и технологии, целью которого является создание определенных условий для реализации потребностей конкретных групп специалистов, а результатом – наличие готовности к андрагогической деятельности

Андрагогическая подготовка преподавателя процесс овладения профессиональными навыками саморефлексии, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов и опирающийся на основу специфических андрагогических знаний, результатом которого является наличие высокого уровня готовности преподавателя к андрагогической деятельности

Принципы андрагогического подхода Методологические принципы Принципы обучения Принципы преподавания Принципы учения

Методологические принципы андрагогического подхода принцип природосообразности – учет закономерностей природного развития личности взрослого, укрепление и поддержание его физического и психического здоровья; принцип культуросообразности – обеспечение обучения и учения, воспитания и самовоспитания, самоорганизации личности в контексте культуры, понимаемой как среда, растящая личность через общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности; принцип индивидуально-личностного подхода – опора на уникальность каждой личности, её потребность в культурной идентификации в процессе развития и саморазвития как высшем показателе эффективности образования, ориентация на создание условий для развития творческого потенциала личности; принцип ценностно-смысловой направленности образования – направленность на создание условий для обретения каждой личностью смысла своего образования, самообразования, смысла жизни, личностных смыслов.

Принципы обучения андрагогического подхода природосообразное обучение взрослых обусловлено растущей способностью личности к обучению на протяжении всей жизни; культуросообразное обучение взрослых осуществляется в процессе самореализации личности по мере ее культурного саморазвития и самоактуализации; индивидуально-личностное обучение взрослых опирается на субъектность как свойство осознанно действующей личности в процессе ее самоопределения; ценностно-смысловой направленности обучение взрослых предполагает обеспечение личности актуальным содержанием в условиях овладения адекватными способами ее обработки и усвоения.

Принципы преподавания андрагогического подхода природосообразный принцип учета закономерностей возрастного развития и особенностей (физических, психических, гендерных и т.д.) взрослых обучающихся; культуросообразный принцип выращивания познавательных, образовательных, культурных, духовных и т.п. потребностей взрослого обучающегося в контексте современной культуры; индивидуально-личностный принцип опоры на профессионально-личностный опыт взрослых обучающихся; ценностно-смысловой направленности принцип отбора, организации и презентации содержания, адекватного запросам взрослых обучающихся.

Принципы учения андрагогического подхода природосообразный принцип опоры на заложенные потенциальные возможности для развития взрослым учащимся его мышления и чувств; культуросообразный принцип самовоспитания, самообучения, саморазвития социальных и духовных потребностей, норм и способностей взрослого учащегося в контексте культуры социума; индивидуально-личностный принцип готовности взрослого учащегося к взаимодействию в процессе обмена профессионально- личностным опытом; ценностно-смысловой направленности принцип критического восприятия взрослым учащимся знания как открытой системы и его творческое использование для решения своих собственных жизненных затруднений.

Совокупность методов андрагогического подхода Методы андрагогического подхода Основной метод андрагогического подхода Метод анализа опыта Специфические методы обучения организационно- деятельностные методы, ориентированные на решение проблем интерактивные методы диалоговые методы

Метод анализа опыта система обучения, преподавания и учения, которая обеспечивает создание условий, позволяющих взрослым обучающимся овладевать новым знанием или новым содержанием образования как новым образовательным опытом через эффективное привлечение личного опыта обучающихся в ходе его активизации преподавателем-андрагогом или преподавателем-фасилитатором с помощью системы специальных способов и приемов организации учебной работы

Концептуальная схема андрагогического подхода Методологические принципы Основной практический метод подхода Принципы обучения

Подход в методологии педагогики подход – это осознанная ориентация педагога-исследователя или педагога- практика на реализацию в своей деятельности определенной совокупности взаимосвязанных ценностей, целей, принципов, методов исследовательской или практической педагогической деятельности, соответствующую требованиям принятой образовательной парадигмы

Андрагогический подход Андрагогический подход – это связующее звено между гуманистической парадигмой образования и теорией образования взрослых. Андрагогический подход – это соответствующая ценностям и целям парадигмы гуманной педагогики осознанная ориентация андрагога на реализацию в своей деятельности совокупности ключевого, основных и производных понятий андрагогического подхода как инструмента мыследеятельности; совокупности определенных методологических принципов и принципов обучения, преподавания и учения; метода анализа опыта как основного метода андрагогической деятельности.