О, мощный властелин Судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? А. С. Пушкин Эпоха Петра Великого. Северная война. История Отечества 7, 10 классы Мастер производственного обучения А.Н. Шепелев Вводная презентация
Личность Петра I В историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра. - Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию. - «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» - писал о Петре А.С.Пушкин. - Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.
Патрик Гордон, русский военный деятель, генерал и контр-адмирал (по происхождению шотландец) Франц Лефорт, российский государственный и военный деятель, генерал и генерал- адмирал Александр Данилович Меншиков, российский государственный и военный деятель, светлейший князь Российской и Священной Римской империи, генералиссимус
Фёдор Матвеевич Апраксин, русский государственный деятель, граф, генерал-адмирал Фёдор Юрьевич Ромодановский, князь, русский государственный деятель, генералиссимус Борис Алексеевич Голицын, князь, боярин, руководитель приказа Казанского дворца, воспитатель юного Петра.
1. В чем заключалась военная реформа Петра? Как она повлияла на русскую армию? 1.Рекрутские наборы 2.Выпуск отечественного оружия 3.Совершенствование организации и снабжения армии 2. Назовите основные события Северной войны и кратко их охарактеризуйте? Северная война гг. Сражение у о. Гренгам Июль 1720 г Ништадский мир 30 августа 1721 г. Полтавская битва 27 июня 1709 г. Прибалтика 1710 г. Нарва 1700 г (поражение) Нотебург, Эрестфер гг Гангутское сражение 27 июля 1714 г Прутский поход 1711 г. Сражение у Лесной 1708 г. 19 августа 1700 года Россия объявляет Швеции войну. И первые поражения в войне наводят Петра на мысль о необходимости военной реформы:
Северная Война гг. Полтавское сражение 3. Покажите на карте основные места сражений. 4. Каковы были итоги Северной войны для России? Гангутский бой
1 Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние. 1. Когда были сказаны эти слова Петром? 2. В чем значение этого события? 1 Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние. 1. Когда были сказаны эти слова Петром? 2. В чем значение этого события? Прочитайте отрывки из документов и ответьте на поставленные вопросы:
Домашнее задание. Составьте хронологическую таблицу Северной войны Составьте хронологическую таблицу Северной войны ДатаСобытиеЗначение Сделайте вывод о значении победы в Северной войне для России.
Краткий вывод Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой- то единой оценки не существует. Известный российский историк С.М. Соловьева на публичном чтении в честь 200-летия Петра сказал: «То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие». «То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие».
Дидактические и методические цели Форма урока: в интерактивной форме; с использованием инновационных информационных технологий: компьютер, мультипроектор. Задачи урока: Урок проводится в завершении изучения темы Эпоха Петра Великого как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации. Интерактивная форма проведения урока позволяет учащимся учиться формировать критическое мышление, анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы в изучении темы Эпоха Петра I, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию.
I. Образовательные цели. Объяснить учащимся, что: Объяснить учащимся, что: - эпоха Петра I явилась переломным моментом в истории России, когда страна стала на совершенно новый путь развития; - значение петровских преобразований для страны огромно: реформы в управлении государством, промышленности, экономике, церкви, культуре изменили страну до неузнаваемости, поставив ее в один ряд с ведущими мировыми державами; - после Северной войны внешнеполитическое положение России изменилось кардинально: страна решила вековую проблему выхода к Балтийскому морю, вырос ее престиж, появилась новая, регулярная, боеспособная армия; - огромную роль в этих изменениях сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны. II. Воспитательные цели. Используя материал по теме: - способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны; - сформировать у учащихся восхищение личностными качествами Петра I, его преобразовательной деятельностью; - воспитывать интерес к истории как учебному предмету. III. Развивающие цели. Используя материал по теме: Используя материал по теме: - развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию; - формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с картой и историческим документом, как историческими источниками; - расширить представления о роли и значении личности в истории. Тип урока: повторительно-обобщающий