Ситнова А. А.1 Междисциплинарный статус лингвокультурологии лекция
Ситнова А. А.2 Введение Цель занятия – определить положение лингвокультурологии в ряду лингвистических и гуманитарных дисциплин Автор презентации – преподаватель кафедры культуры и искусств Марийского государственного университета Ситнова Анна Андреевна
Ситнова А. А.3 Темы для обсуждения Формирование лингвокультурологии как научной отрасли на стыке лингвистики и культурологии Взаимосвязь лингвокультурологии с дисциплинами лингвистического направления Отношение лингвокультурологии к другим гуманитарным наукам
4 Формирование лингвокультурологии как научной отрасли на стыке лингвистики и культурологии Язык тесно связан с культурой: он прорастает в нее, развивается в ней и выражает ее. Эта идея стала основой для формирования лингвокультурологии как самостоятельного направления в 90-е гг. ХХ в. в трудах В. Н. Телия, Ю. С. Степанова, А. Д. Арутюновой, В. В. Воробьева и других ученых. Предпосылки для складывания лингвокультурологии были заложены еще в ХIХ в. выдающимися лингвистами В. фон Гумбольдтом, Э. Сепиром, Б. Уорфом, К. Фосслером, Ф. де Соссюром, Г.О.Винокуром, А. А. Потебней, Ф.И.Буслаевым, А.Н.Афанасьевым. Лингвокультурология возникает на стыке лингвистики и культурологии и исследует проявления культуры народа, отраженные и закрепленные в языке.
Ситнова А. А.5 Формирование лингвокультурологии как научной отрасли на стыке лингвистики и культурологии Культурология исследует самосознание человека по отношению к природе, обществу, истории, искусству и другим сферам его социального и культурного бытия Языкознание (лингвистика) рассматривает мировоззрение, отображенное и фиксируемое в языке в виде ментальных моделей языковой картины мира Лингвокультурология изучает и язык, и культуру в их взаимодействии. Он позволяет установить и объяснить, каким образом осуществляется одна из фундаментальных функций языка – быть орудием создания, развития, хранения и трансляции культуры. Ее цель – изучение способов, которыми язык воплощает в своих единицах, хранит и транслирует культуру. ЛингвистикаКультурологияЛингвокультурология + = ?
Ситнова А. А.6 Взаимосвязь лингвокультурологии с дисциплинами лингвистического направления Лингвокультурология как отрасль лингвистики тесно взаимосвязана с этнолигвистикой, социолингвистикой, лингвострановедением, этнопсихолингвистикой, лингвофольклористикой. Все указанные дисциплины носят смежный характер. Этнолингвистика сосредоточивает свое внимание на изучении связей языка с культурой, народными обычаями, социальной структурой общества или нации в целом. Социолингвистика занимается изучением особенностей языка разных социальных и возрастных групп и, шире, отношения языка и общества. Лингвострановедение изучает собственно национальные реалии, нашедшие отражение в языке. Лингвофольклористика изучает язык устного народного творчества как средства постижения этнической ментальности. Этнопсихолингвистика устанавливает, как в речевой деятельности проявляются элементы поведения, связанные с определенной традицией.
Ситнова А. А.7 Отношение лингвокультурологии к другим гуманитарным наукам Проблема соотношения и взаимосвязи языка, культуры, этноса - это междисциплинарная проблема, решение которой возможно только усилиями нескольких наук. Объект и предмет лингвокультурологии тесно взаимосвязаны с другими гуманитарными науками: философией, психологией, социологией, культурологией, фольклористикой, этнографией. Философия и психология включают в себя проблематику этнического языкового мышления. Социология при исследовании закономерностей развития общества включает в себя язык и культуру как неотъемлемые компоненты жизни общества. Культурология Фольклористика исследует фольклор (устное творчество народа) как составную часть традиционной культуры. При этом особое внимание уделяется вербальному компоненту. Этнография как наука, исследующая культуру в совокупности ее материального и духовного аспектов также принимает во внимание вербальный компонент культуры этноса.
Ситнова А. А.8 Выводы Лингвокультурология как синтетическая область научного знания включает в себя два крупнейших объекта, имеющих статус междисциплинарных, – ЯЗЫК и КУЛЬТУРУ. Этим объясняется специфика и характер связей лингвокультурологии с дисциплинами лингвистического и общегуманитарного направления. Поэтому предметом изучения в лингвокультурологии являются единицы языка, которые приобрели знаковое для культуры данного этноса значение. В этом принципиальное отличие лингвокультурологии от других дисциплин лингвистического направления.