Вузовская наука: мифы и проблемы Круглый стол «Вузовский сектор науки: положение на сегодняшний день и пути дальнейшего развития» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ЛЭТИ» Кутузов В. М. Москва 14 сентября 2007 г.
Вузовская наука: мифы и проблемы Приоритетный национальный проект «Образование»: кадровое обеспечение становления национальной инновационной системы Задача инновационных университетов: опережающая подготовка конкурентоспособных и востребованных на рынке профессионального труда кадров для инновационной экономики
Критерии инновационного образования Обучение осуществляется на основе новых знаний или нового применения известных знаний (критерий новизны содержания образования) Педагог как исследователь участвует в получении, применении и передаче новых знаний (компетентность преподавателя) Студенты в процессе обучения участвуют через исследовательскую и проектную деятельность в поиске и применении новых знаний (компетентность выпускника) Вузовская наука: мифы и проблемы
Аксиомы инновационного образования Исследовательская и проектная деятельность, является эффективной образовательной технологией, имеющей равную ценность как для преподавателя, так и для обучающихся Вузовская наука: мифы и проблемы
Аксиомы инновационного образования Образовательные программы студентов или аспирантов должны включать как обязательную составляющую исследовательскую и/или проектную деятельность, через которые не только осваиваются новые знания (дисциплины), но и приобретаются новые профессиональные компетенции Вузовская наука: мифы и проблемы
Аксиомы инновационного образования Исследовательская и/или проектная деятельность преподавателя и обучающегося должна быть реальной и, следовательно, оплачиваемой. Выпускники должны быть уверены, что новые знания и их применение приносят реальный доход! Вузовская наука: мифы и проблемы
Миф 1 Преподаватель вуза является полноценным и конкурентоспособным научным сотрудником - - Рабочее время на науку (не более 50%) - - Материально-техническая и технологическая база научных исследований (менее 10% по статье «Оборудование») - - Непрофессиональные научные коллективы (за счет аспирантов и студентов) - - Недостаточное и несбалансированное финансирование полного инновационного цикла вузовских научных разработок Вузовская наука: мифы и проблемы
Миф2 Государство поддерживает интеграцию науки и образования в вузах - - Слабая нормативная и правовая база институциональной и договорной интеграции - - Отсутствие экономических и иных стимулов (кроме получения выпускников) у НИИ, КБ и высокотехнологичных предприятий - - Развал сложившихся университетских комплексов (запреты бюджетного и налогового кодексов на участие в наукоемком бизнесе, ликвидация вузовских НИИ и научных центров) Вузовская наука: мифы и проблемы
Миф3 Результаты фундаментальных и поисковых НИР востребованы бизнесом и промышленностью. - - Риски, связанные с неэффективным внедрением результатов фундаментальных и поисковых НИР - - Перенос спроса на результаты ОКР, менее характерные для вузов - - Отсутствие возможности у вузов работать в задел Вузовская наука: мифы и проблемы
Миф4 Привлечение преподавателей к высокооплачиваемой научной деятельности на стороне обеспечит их карьеру в вузе - - Существенно большие доходы в научно- технической сфере отвлекают от полноценной преподавательской деятельности - - «Утечка мозгов» наиболее успешных преподавателей в наукоемкий бизнес Вузовская наука: мифы и проблемы
Ситуация сегодня В рамках ПНПО вкладываются большие бюджетные средства на приобретение уникального дорогостоящего оборудования Финансирование вузовской науки недостаточно, что не позволяет привлекать преподавателей и студентов к реальной научной работе Отсутствует политика развития научной и инновационной деятельности в вузовском секторе науки Приостановлено развитие инфраструктуры научной и инновационной деятельности (технопарки, ИТЦ, бизнес- инкубаторы, студенческие бюро). Вузовская наука: мифы и проблемы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ЛЭТИ» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! 1886