Методическая работа преподавателей в системе ДО: особенности и формы контроля. Тема 6
Принципы организации образовательного процесса в ДО: наличие рабочей программы и навигатора по курсу (study-guide), описание результата изучения темы (дисциплины) в форме различных компетенций, кредитная система учета объема изученного материала, возможность постоянной обратной связи,
наличие средств дифференциации студентов (по подготовленности, интересам), наличие электронных учебных изданий как комплекса методических средств (мультимедиа с синхронным текстом, гипперссылки, пакет тестовых заданий по всем разделам изучения курса).
В основу построения электронных учебных материалов положен модульный принцип (разделение дисциплины на замкнутые блоки, по которым предусмотрены вопросы для самопроверки и контрольные.
Состав УМК (содержимое «кейса» обучаемого): руководство по изучению дисциплины, специальный учебник (комплект учебников), содержащий теоретический материал для самостоятельного изучения дисциплины, набор профессиональных задач и индивидуализированных заданий,
практикум для выполнения практических заданий, тесты, виртуальный или удаленный лабораторный практикум, хрестоматия, набор мультимедийных учебных материалов (CD-ROM, аудио-, видеоматериалы), кейс-лаборатории коллективного пользования для организации и проведения лабораторных практикумов.
Учебно-методическая поддержка учебного процесса (подготовка УМК): учебники, учебные пособия, авторские курсы лекций, сборники задач, сборники ситуационных заданий и упражнений (кейс-метод – case- study), сборники тестов, лабораторные и иные практикумы,
интегрированные учебные пособия, руководство по изучению курса (study-guide – навигатор по курсу), компьютерные программы и др. материалы для организации СРС.
Методическое руководство по самостоятельному изучению курса (study-guide – навигатор по курсу) содержит методические указания, обеспечивающие навигацию студента в процессе освоения дисциплины, и рекомендации по организации СР (по подготовке к участию в форуме, к выполнению задания, групповых проектов и микро- проектов, курсовых работ, выполнению тестов).
Структура study-guide : сведения об авторе (авторах), разработавших материалы (ученая степень, ученое звание, перечень научных трудов, в данной области), цели и задачи изучения дисциплины, сферы профессионального применения полученных знаний, умений, необходимый объем знаний для изучения данной дисциплины,
основные сведения о дисциплине и ее структуре (темы, подтемы) с указанием перечня ЗУНов, приобретаемых в процессе изучения темы и всей дисциплины, цели, задачи, основные понятия и термины по каждой теме, перечень заданий, рекомендации по выполнению конкретных заданий, задания для самооценки, порядок проведения семинаров и практических занятий,
порядок проведения итогового контроля, средства информационной поддержки студентов (список литературы, электронная библиотека и другие Интернет- ресурсы), глоссарий.
В ДО вся контрольная подсистема курса проектируется так, чтобы каждая тема была педагогически и методически завершенной (чтобы студент прошел через полный цикл процесса усвоения – от первичного восприятия содержания до закрепления и применения усвоенной информации).
Формы текущего контроля: тесты, открытые вопросы, задачи и задания (в т.ч. работа с источниками): для открытых вопросов д.б. разработаны критерии оценки ответов: минимальное количество предложений - 3, своевременность представления ответа, полнота ответа, сопровождение ответа примером.
Формы рубежного контроля : тест, сочинение-эссе, проблемная ситуация, микро-проект.
Сочинение-эссе. Формулировка задания на сочинение-эссе м.б. сформулировано в виде: темы- вопроса «Всегда ли …………. эффективнее………..?», темы- инструкции «Докажите, что …………………..», перечня взаимосвязанных вопросов- тезисов, которые следует раскрыть. Объем рубежного сочинения-эссе = 2-3 страницы, итогового = 6-7 страниц.
Проблемная ситуация – описание некоего явного противоречия (столкновение мнений, логическая неувязка, несопоставимость фактов и др.). Студент должен объяснить, в чем проблема, и указать путь выхода из противоречия. Объем решения проблемной ситуации - от 2 (рубежный) до 5 (итоговый) страниц.
Микро-проект. Студенту даются некие исходные данные (параметры, алгоритмы, цели и т.д.), по которым он должен что-то спроектировать (технологию, процедуру, объект). Выполненное задание состоит из проекта и его описания (рубежный = 3-4 стр, итоговый = 7-8 стр.).
Формы итогового контроля : тестирование, контрольное сочинение-эссе, комплексный кейс, групповой или индивидуальный проекты. Задание итогового контроля не должно предполагать пересказ или воспроизведение текстов лекций или учебников.
Комплексный кейс – набор логически связанных (вытекающих друг из друга) ситуаций профессиональной деятельности, требующих анализа и решения. Особенно это эффективно для формирования ориентировочных основ функциональных блоков деятельности.
Система контроля в ДО обеспечивает, поддерживает и развивает самоконтроль как элемент образовательной технологии.
Структура рейтинга (нормативный рейтинг = 50 баллов) Распределение в баллах Соответствие отметок Текущий контроль (10) Дискуссии (15) Реферат (10) Рубежный тест (5) Экзамен (10) балов = «5» балов = «4» баллов = «3»
Учебная деятельность студента в ДО: работа с текстами (электронными гипертекстовыми учебниками, видеолекциями, Интернет- ресурсами), выполнение тестовых заданий (в режиме самоконтроля и контроля- извне), участие в электронных занятиях (семинарах), выполнение индивидуальных занятий, выполнение проектных заданий (презентация в POWER POINT).