Автор: Николаева Людмила Дмитриевна, учитель биологии
«… ученик должен открывать самостоятельно такую большую часть учебного материала, какую возможно при данных условиях». (Сократ) Цели: закрепить знания, связанные с формированием общебиологического понятия о питании и дыхании как общем признаке живых организмов; развить понятие об уникальной способности зеленых растений улавливать солнечную энергию; развивать самостоятельное мышление учащихся в процессе анализа рисунков, составления схем и выдвижения своих предположений по обсуждаемым вопросам; создать необходимый для творческой работы психологический климат, при котором поощряется собственное мнение, даже если оно парадоксально; развивать интерес к работе с дополнительной литературой, которая не только является источником информации, но и способствует более эмоциональному восприятию теоретического материала
Индукция Чем живые организмы отличаются от неживых тел? Можно ли прожить без пищи и воздуха? Питание и дыхание – признак всех живых организмов
Самоконструкция Помогут раскрыть тему урока следующие вопросы: Что является необходимым условием существования организма? Что необходимо для питания и дыхания растений? Зачем нужно питаться? Как питаются растения? Как дышат растения? Связаны ли эти два процесса? Для ответа на эти и другие вопросы познакомьтесь с текстом и сформулируйте основные понятия о питании и дыхании растений (работа в парах)
Социоконструкция Работая с текстом в парах рассмотрите вопросы: о способах питания растений; о значении питания и дыхания; Сравните процессы дыхания и фотосинтеза;
Социализация и афиширование Питание растения Образование органических веществ (воздушное питание) Поглощение растворов минеральных солей (корневое или почвенное питание) Лист – «фабрика», производящая органические вещества Корень – орган минерального питания растения Почва – среда жизни корня Растение – единый организм
Почвенное (корневое) питание - это минеральное питание растений поглощение воды
Виды удобрений 1. Удобрения Удобрения 2. калийное удобрение калийное удобрение
Социализация и афиширование Воздушное питание растений - фотосинтез хлорофиллусловия образования хлорофилла место образования хлорофилла функции хлорофилла Строение клеток зеленого листа 1.Питание – признак всех живых организмов 2.Образование на свету органических веществ из воды и углекислого газа – процесс питания, свойственный зеленым растениям 3.Лист – «фабрика», производящая органические вещества
Фотосинтез 2 фотосинтез 2
Питание – общее свойство живых организмов животныегрибыбактериирастения Использование готовых органических веществ Образование органических веществ на свету - фотосинтез гетеротрофыавтотрофы
Фотосинтез 1 фотосинтез 1
Космическая роль зеленых растений космическая роль
Космическая роль зеленых растений Владимир Иванович Вернадский Климент Аркадьевич Тимирязев
Дыхание – непременное условие жизни растений газообмен
Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания сравнение процессов дыхания и фотосинтеза ДыханиеФотосинтез Проходит во всех живых клеткахПроходит в клетках с хлоропластами Поглощается кислородПоглощается углекислый газ Выделяется углекислый газВыделяется кислород Протекает и на свету и в темнотеПротекает только на свету Органические вещества разрушаютсяОрганические вещества образуются Энергия расходуетсяЭнергия накапливается
Разрыв 1. Пища нужна всем организмам, т.к. она – источник энергии 2. Для растения характерно почвенное питание и воздушное (фотосинтез) питание 3. Растения сами синтезируют органические вещества, т.е. являются автотрофами. Все остальные живые организмы питаются готовыми органическими веществами, т.е. являются гетеротрофами. 4. Выделенный в процессе фотосинтеза кислород используется живыми существами для дыхания 5. Дыхание – непременное условие жизни растений 6. Дыхание и питание – необходимое условие обмена веществ, а значит, и жизни на Земле
Рефлексия Анализ урока