Р по теме «Лексика». Лексика и Фразеология Проект Овсянникова Павла 6 «Б» класса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лексика Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слов ОмонимыСинонимыАнтонимы.
Advertisements

Путешествие по Лексикологии Много ещё надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова. В. И. Даль.
ЛЕКСИКА Лексика – от греческого лексис – «слово, выражение») Что такое лексика?
Лексика Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слов ОмонимыСинонимыАнтонимы.
Однозначные слова обозначают только один предмет, один признак, одно действие: алфавит, буква, портфель, книга, тетрадь, библиотека, мама, папа, девочка,
Тема : Повторение и закрепление изученного материала по теме « Лексика и фразеология ». Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка МОУ « Средняя.
Тема: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология». Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Р р по теме «Лексика». 1.Лексика с точки зрения смыслового значения. 2.Однозначные и многозначные слова. 3.Прямое и переносное значение слов. 4.Синонимы,
Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадки, пожалуйста! Они обычно для шитья; И у ежа их видела я; Бывают на сосне, на елке, А называются… Заворчал.
Лексика, или словарный состав языка, – это все слова языка. Лексикология - наука, изучающая лексику языка, то есть слова со стороны их значения и употребления.
Урок - зачет по теме «Лексика». 6 класс. Цель урока: Повторить, обобщить знания по Повторить, обобщить знания по разделу « Лексика »
Выполнила : учитель русского языка и литературы Ширяева М. В год МОУ Мотызлейская средняя общеобразовательная школа.
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Гиперссылки: «Омонимы», «Прямое и переносное значение», «Синонимы», «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное», «Антонимы» Зуева Татьяна.
как и слова, называют предметы, признаки, действия, Типун на язык, набор слов ЧТО? КАК? Сломя голову, высунув язык ЧТО ДЕЛАТЬ? Прикусить язык, втирать.
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Тема урока: «Однозначные и многозначные слова» Подготовила: Настаченко Т.Л.
Тема урока: «Антонимы» Подготовила: Настаченко Т.Л.
Пятое октября. Классная работа. Синонимы и антонимы. Омонимы.
В русском языке более 90 тысяч слов. Чем человек образованнее, культурнее, тем шире его активный словарный запас.
Транксрипт:

р по теме «Лексика»

Лексика и Фразеология Проект Овсянникова Павла 6 «Б» класса

о п Основной лексической единицей языка является слово, которое обозначает предметы (дом, дерево), понятие (справедливость, доброта), явление (электричество, дождь), действие (думать, работать),признаки действий и предметов (чистый, сильный), количество (пять, много). Слово имеет форму (звуковую и географическую) и содержание (значение, смысл). То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением. Лексика русского языка тесно связана с его словообразовательной системой. Слова можно разделить на две группы: первичные, или непроизвольные (то есть необразованные не от каких других слов), и производные (образованные различными способами от первичных слов и других производных). Непроизводные слова являются базовым материалом словообразовательного процесса. Лексический запас русского языка представлен в толковых словарях, которые толкуют значение слов. В словарной статье толкуются грамматические характеристики слова, стилистические пометы, отражающие различные аспекты рассмотрения лексики, а после знака приводятся устойчивые словосочетания с данным словом.

О каком языковом явлении говорится в стихотворении: Много разных есть ключей: Ключ-родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной.

Какими частями речи является слово «путём» в предложениях? А) Почта была доставлена водным путём. Б) Разногласия были устранены путём переговоров. В) И слова-то путём не умеет молвить, а еще петербургский! Г) У него уже выработалось, путём подражания взрослым, приемы заправского акробата.

Найти вторую часть фразеологизма и дописать его. 1. Невзирая на____________ 2.Два сапога______________. 3.Буря в _________________. 4.Топтаться на______________. 5.Кусать_____________. 6.Не мудрствуя_____________. 7.Зарубить себе __________. 8.Волчий__________________ 9.Как две капли воды_______. 10.Сулит золотые__________. 11.Еле-еле душа___________________. 12.На сон________________________. 13.Голод не ________________________. 14. Нельзя ли для прогулок __________. 15.Рожденный ползать_______________. 16.Краем уха______________________. 17.Калиф на_________________. 18.Овчинка_____________________. 19.Проще пареной__________________. 20.Кисейная____________ _________.

К данным фразеологизмам подобрать и записать фразеологизмы-синонимы. 1.Во весь дух__________________________. 2.Как свои пять пальцев________________. 3.Как снег на голову__________________. 4.Капля в море________________________. 5.Ни рыба ни мясо____________________. 6.Чуть свет___________________________.

К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы. 1.В двух шагах______________________. 2.Взять себя в руки__________________. 3.Засучив рукава________________. 4.На худой конец__________________. 5.Пасть духом____________________. 6.Хоть пруд пруди________________

Список терминов: 1.метафора, 2.диалектизм, 3.лексический повтор, 4.ряды однородных членов, 5.эпитеты, 6.парцелляция, 7.просторечное слово, 8.вопросно-ответная форма изложения, 9.противопоставление.

Лексика Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слов ОмонимыСинонимыАнтонимы

Однозначные слова обозначают только один предмет, один признак, одно действие: алфавит, буква, портфель, книга, тетрадь, библиотека, мама, папа, девочка, мальчик. Многозначные слова имеют несколько лексических значений: земля – планета, суша, край, почва, участок; человек идет, пароход идет, письма идут, часы идут; «В море суши полоса называется «коса», а у девушки коса цвета спелого овса. На траве лежит роса, косит травушку коса. У меня один вопрос: сколько есть на свете кос?»

Перенос значения слова происходит на основе сходства предметов в чём-либо. Если какие-то предметы и явления похожи, они нередко получают одно и то же название. Слова, использованные в переносном значении, обогащают наш язык, помогают сделать нашу речь образной, яркой и выразительной. Пути переноса значения По форме: кольцо на пальце – кольцо дыма По функции: крыло птицы – крыло самолёта По расположению к чему-либо: нос животного – нос лодки По впечатлению: злой человек – злой ветер По оценке: ясный день – ясная речь По цвету: золотой браслет – золотой берег

Омонимы не имеют ничего общего в значении. У омонимов слова пишутся одинаково, звучат одинаково, но, тем не менее, каждое слово означает совершенно различные предметы или понятия. Омонимы используются для создания художественного образа, каламбуров, шуток. Молоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, подпевает ей овсянка. Если в норке нету норки, может, норка возле норки? Нет нигде! Пропал и след! Норка здесь, а норки нет! Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю!»

Синонимы – это слова одной части речи, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу. Буря – ураган – тайфун – шторм – шквал – циклон. Красный – алый – пурпурный – рубиновый – багровый – пламенный. Идти – шагать – ступать – шествовать –плестись –семенить. Невероятно – невообразимо – немыслимо – неимоверно. Синонимы помогают наиболее точно выразить мысль и избежать повторений одних и тех же слов.

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Имена существительные: добро – зло, сила – слабость, лето – зима, верх – низ, мир – война, молодость – старость. Имена прилагательные: хороший – плохой, толстый – тонкий, весёлый – печальный, близкий – далёкий, большой – маленький. Глаголы: работать – отдыхать, любить – ненавидеть, смеяться – плакать, расцветать – увядать, приходить – уходить. Наречия: рано – поздно, близко – далеко, впереди – сзади, здесь – там, сюда – туда. Антонимы часто используются в образной речи для создания контрастов и противопоставлений.

СПАСИБО!