Урок литературы в 12 кл. Учитель Кимаковская И.И. Теоретический лицей имени Льва Толстого
Тема: « У войны не женское лицо » по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» Цели урока: Цели урока: Уметь строить монологическую речь, отвечать на вопросы, составлять синквейн на заданную тему, определять ключевые понятия; Уметь строить монологическую речь, отвечать на вопросы, составлять синквейн на заданную тему, определять ключевые понятия; Уметь оценить поступки героев, выразить своё отношение к ним, развить навыки анализа текста и написания эссе; Уметь оценить поступки героев, выразить своё отношение к ним, развить навыки анализа текста и написания эссе; Развить чувство долга и патриотические качества, чувства сострадания и сочувствия к общему горю, уважение к прошлому и истории страны. Развить чувство долга и патриотические качества, чувства сострадания и сочувствия к общему горю, уважение к прошлому и истории страны.
Женщине Богом предназначено любить, хранить семейный очаг, растить детей, украшать землю, сеять мир и добро. Но когда на ясном небе сгущаются тучи и враг топчет и разоряет твой дом, твою землю, несет смерть, слабый пол становится сильным и поднимается на защиту Отечества. Особенно ярко женский массовый патриотизм проявился в годы Великой Отечественной войны. Миллионы девушек и молодых женщин ушли добровольно на фронт, в партизанские отряды и подпольные группы, отважно сражались с врагами, разделяя с мужчинами все тяготы и испытания.
На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.
Поэтесса. Посвящала свои стихи женщинам, сражавшимся на войне. Юля в 17 лет прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт:...ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод....От Прекрасной Дамы в "мать" и "перемать", потому что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать. Была батальонным санинструктором. Тонкая и возвышенная натура, она рано прошла школу настоящего мужества. Этот жизненный опыт и сильные впечатления легли в основу ее творчества.
Целовались. Плакали И пели. Шли в штыки. И прямо на бегу Девочка в заштопанной шинели Разбросала руки на снегу. Мама! Я дошла до цели... Но в степи, на волжском берегу, Девочка в заштопанной шинели Разбросала руки на снегу Качается рожь несжатая. Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы -девчата, Похожие на парней. Нет, это горят не хаты - То юность моя в огне. Идут по войне девчата, Похожие на парней Юлия Друнина
синквейн 1 строка ВОЙНА / ЖЕНЩИНА 1 строка ВОЙНА / ЖЕНЩИНА 2 строка ( 2 определения, характеризующих данное понятие) 2 строка ( 2 определения, характеризующих данное понятие) 3 строка (3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы) 3 строка (3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы) 4 строка ( фраза, раскрывающая отношение к ней) 4 строка ( фраза, раскрывающая отношение к ней) 5 строка (синоним ключевого слова-существительное) 5 строка (синоним ключевого слова-существительное)
Эпиграф: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» Ю.Друнина Ю.Друнина
Главные герои повести: ** **
Женщины на войне… Женька потянула его за руку, он рядом сел и вдруг увидел, что она улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжёлый, как ртуть. Женька потянула его за руку, он рядом сел и вдруг увидел, что она улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжёлый, как ртуть. Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряжённую в беге спину, и Галя с разлёту сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик её затерялся в булькающем хрипе, а ноги ещё бежали, ещё бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло всё на поляне… Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряжённую в беге спину, и Галя с разлёту сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик её затерялся в булькающем хрипе, а ноги ещё бежали, ещё бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло всё на поляне…
Женщины на войне… Рита шагнула в куст; вздрогнув, он обдал её росой, но она не почувствовала. Почти не дыша, смотрела.. На стоявшего на её пути. Рита сунула в рот кулак, до боли стиснула его зубами. Только не шевельнуться, не закричать, не броситься напролом сквозь кусты! Рита шагнула в куст; вздрогнув, он обдал её росой, но она не почувствовала. Почти не дыша, смотрела.. На стоявшего на её пути. Рита сунула в рот кулак, до боли стиснула его зубами. Только не шевельнуться, не закричать, не броситься напролом сквозь кусты! Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бёдра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бёдра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце.
Какие художественные средства использует автор? 1 группа: 1 группа: - В изображении девушек; - В изображении природы 2 группа 2 группа - В изображении зенитчиков; - В изображении боевых действий
Подвиг на войне… девушки ????
Трусость на войне… 1 группа 1 группа Сколько бой тот продолжался, никто не помнил. Если обычным временем считать – скоротечный был бой, как и положено встречному бою по уставу. А если прожитым мерить – силой затраченной, напряжением, опасностью – на добрый пласт жизни тянуло, а кому и на всю жизнь. Сколько бой тот продолжался, никто не помнил. Если обычным временем считать – скоротечный был бой, как и положено встречному бою по уставу. А если прожитым мерить – силой затраченной, напряжением, опасностью – на добрый пласт жизни тянуло, а кому и на всю жизнь. Галя Четвертак настолько испугалась, что и выстрелить-то ни разу не смогла. Лежала, спрятав лицо за камнем и уши руками зажав: винтовка в стороне валялась. Галя Четвертак настолько испугалась, что и выстрелить-то ни разу не смогла. Лежала, спрятав лицо за камнем и уши руками зажав: винтовка в стороне валялась. …собрание, значит, проведём, осудим товарища Четвертак… а фрицы нам на наш протокол резолюцию наложат. Годится? …собрание, значит, проведём, осудим товарища Четвертак… а фрицы нам на наш протокол резолюцию наложат. Годится? 2 группа Второй – тот, раненый, - прикрывал приятеля своего, всё видел, и бежать к колодцу значило получить пулю. Похолодел Васков: даст сейчас подбитый этот очередь. Только не стрелял что-то немец. Ждал чего-то, водил стволом настороженно и не сигналил. Видел, как товарищ его рылом в сруб упёрся, ещё дёргаясь, видел, а на помощь не звал. Ждал… Чего ждал?.. Обвиняет или оправдывает Васков Галю и немца за трусость?
Цена победы… Через века, Через века, через года, через года, Помните! Помните! * Лиза Бричкина * Соня Гурвич * Галка Четвертак * Женька Комелькова * Рита Осянина Прочтите фрагмент захвата немцев старшиной Васковым Прочтите фрагмент захвата немцев старшиной Васковым
Рефлексия Что на уроке взволновало тебя? Что на уроке взволновало тебя? О чём, услышанном сегодня на уроке, нужно говорить всегда? О чём, услышанном сегодня на уроке, нужно говорить всегда? К чему никогда не будут безразличны люди? К чему никогда не будут безразличны люди?
Оцени себя сам: Работал в полную силу, давал развёрнутые ответы, аргументируя и приводя Доказательства. 10 Работал отлично, но не всегда приводил аргументы, Активно участвовал в Дискуссии 9 Работал хорошо, хотя мог намного лучше На вопросы отвечал, но Аргументов и доказательств Не приводил 8 Сегодня не мой день, я Растерялся, нов следующий раз У меня обязательно Получится. Ты молодец!
Домашнее задание Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Война всегда смотрит глазами голодных, осиротевших детей» Ия Игнатьева «Война всегда смотрит глазами голодных, осиротевших детей» Ия Игнатьева «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» Юлия Друнина