Модель профессионально-общественной сертификации образовательных программ для общего образования Воронцов А.Б. 6 ноября 2011 года
Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
Какие образовательные программы могут быть в образовательном учреждении? 1.Образовательная программа ОУ как общественный договор – принимается высшим органом управления ОУ. Разрабатывается совместно с общественным (управляющим) советом. 2.Основная образовательная программа ступени – программа совместных действий всех участников ОП в соответствии с возрастными возможностями школьников. Разрабатывается МО, ВТКП совместно с учащимися и их родителями и утверждается на уровне научно- методического совета ОУ. 3.Рабочая учебная программа курса, модуля и т.п. - программа действий учителя для достижения учебно-предметных результатов 4.Индивидуальная образовательная программа учащегося – персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании 5.Программа развития ОУ - документ, усиливающий прежде всего конкурентные позиции конкретного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет ветор движения ОУ.
Ст. 9 п.6 Закона РФ «Об образовании» ООП должны включать в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся
Ст. 14 п Закона РФ «Об образовании» примерные основные образовательные могут включать базисный учебный план и набор примерных программ учебных курсов, дисциплин (модулей)базисный учебный план
с. 14 п.5, ст. 32 п.6,7 Закон РФ «Об образовании» Ст. 14 (5) «Содержание образование в конкретном ОУ определяется основной образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. ООП разрабатывается на основе соответствующих примерных ООП…» Ст.32 (6,7) «Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов»; «Разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин…»
Два варианта (как минимум): ООП – «программа программ» Взять за основу примерную ООП, базисный план (проект РАО) и фактически переписать, сделав примерные программы рабочими. ООП – программа действий Все материалы есть «отдельные кирпичики» ООП (построение ООП так, как удобно и качественно для конкретного ОУ)
: Какой должна быть (стать) основная образовательная программа ступени? ООП – должна определять набор культурных предметных способов действий/средств (т.е. основное содержание образования ступени) ООП - должна стать программой действий субъектов образовательного процесса через разные виды деятельности младших школьников ООП - должна задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе (годовой и пятилетний циклы) ООП – должна задавать «дизайн» информационно-образовательной среды ступени образования ООП – обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников ООП - должна задавать «очки», с помощью которых можно видеть что происходит с детьми и педагогами
Сертификация или экспертиза? Сертификат или экспертное заключение?
Проблема дня В настоящее время, особенно в условиях введения ФГОС, когда всем ОУ предоставлено право самостоятельной разработки и утверждения ООП, школы сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей ООП
Зачем нужна сертификация? Цель: 1)поучить легальное признание того, что такой путь (содержание) имеет место быть и оно безопасно для детей. 2)Оградить ОУ от попыток внешних по отношению к школе контрагентов претендовать на право «экспертировать» и оценивать данную программу; 3)Продвинуть ООП ОУ на внешний и внутренний «рынок» образования.
Что такое сертификация? Сертификат от лат. certim – верно, facere – делать Сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (автора, образовательного учреждения) и потребителя (детей, их родителей, педагогов) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
П.16 ФГОС НОО «Структура ООП» пояснительная записка; планируемые результаты освоения ООП; учебный план НОО; программа формирования УУД; программа отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития и воспитания; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов
Кто проводит сертификацию? Сертификат – письменное заключение, которое выдается независимыми организациями, аккредитованными Министерством образования и науки РФ или Рособрнадзором Независимая организация - это орган по сертификации, который выдает не что иное как "письменное подтверждение соответствия« ( сертификат ), в котором говорится, что объект сертификации (образовательная программа) соответствует определенным (принятым или установленным государством) требованиям.
Каким ОФИЦИАЛЬНЫМ требованиям должна соответствовать ОП? Гигиеническим (соответствовать СанПинам) ФГОС (стандарту) Но могут быть неофициальные требования: -Содержание должно быть научным; -Соответствовать возрастным возможностям ступени; -Соответствовать идеологии и технологии определенной образовательной системы (например, РО) -…
Какие преимущества дает процесс сертификации ОП? обеспечивает доверие потребителей к качеству ООП; облегчает и упрощает выбор необходимой ООП потребителям; обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве ООП; способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции (ООП,ОП) обеспечивает определенную защиту от внешних проверяющих создает условия для развития образовательного учреждения
Риски: Сертификация - это не только защита потребителя от потенциально опасной или некачественной продукции (в нашем случае ОП), но и довольно прибыльный бизнес со своими законами и правилами. (Пример, грифование учебников)
Модель «испытаний» Сама сертификация, зиждется на одном единственном ките: проведении испытаний продукции (ОП). Испытания проводятся в аккредитованной лаборатории (которая, кстати, может не иметь никакого отношения к органу, который впоследствии выдаст сертификат ), на выходе - документ - протокол испытаний. Это и есть основной документ, на основании которого выдается заветная бумага ( Сертификат ).
Что значит «испытание» ОП? Технологическое «испытание» Цели -1 Задача Способы (средства) Цели -2 Задача Ресурсы Результаты очки
Место отбора «образцов» место отбора «образцов» определяет орган по сертификации программ Вопрос? Как работает образовательная программа в практике?
Образец сертификата