Тема «Оскудение души как результат стремления к материальному обогащению» Я буду знать все открытия точных наук и через них приобрету бездну комфортных вещей, теперь сижу на драпе, а тогда все мы будем сидеть на бархате, ну и что же из этого?.. При всем этом комфорте и бархате… для чего собственно жить, какая цель?.. Ф.М. Достоевский Выполнила: ученица 11 класса Александрова Анна
Актуальность проекта. Тема исследования, являющаяся одной из основных в русской литературе XIX-XX, как никогда актуальна сейчас, когда политико-экономические потрясения вызывают в душах людей страсть к наживе, деньгам, а нравственные ценности становятся чем-то ненужным.
Поставив перед собой следующие задачи : исследовать три произведения известных писателей ХIХ-ХХ веков в новом ключе, отыскать литературные корни проблемы испытания души комфортом и выяснить, почему оскудение души принимает семейный характер, - мы стремились привлечь внимание к нашей теме в первую очередь тех, за кем будущее. Цель нашей работы– исследовать истоки нравственного оскудения в современной литературе на примере романов М. Е. Салтыкова- Щедрина, М. Горького и А. Лиханова.
1. Погружение в проект 1. Погружение в проект Чтение романов М. Е. Салтыкова-Щедрина, А.М. Горького и А.А. Лиханова. Чтение романов М. Е. Салтыкова-Щедрина, А.М. Горького и А.А. Лиханова. 2. Реализация проекта 2. Реализация проекта Изучение монографической и критической литературы по данной теме, сравнительно – сопоставительный анализ романов, составление структурных схем, ответ на вопросы: «Почему происходит трансформация личности человека? Почему она принимает семейный характер?» Изучение монографической и критической литературы по данной теме, сравнительно – сопоставительный анализ романов, составление структурных схем, ответ на вопросы: «Почему происходит трансформация личности человека? Почему она принимает семейный характер?» 3. Подведение итогов 3. Подведение итогов Защита презентации. Защита презентации. Этапы работы.
М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» I ПОКОЛЕНИЕ Арина Петровна Владимир Михайлович она всецело отдавалась подробностям жизнеустроительства; дети для нее – обуза; лицемерие – личнаямораль II ПОКОЛЕНИЕ Порфирий Петрович его влекла полная свобода от каких-либо нравственных ограничений, и он получает её; он более всего совпадал с Головлевым как символом смерти жертвы их бездуховности Степан Павел III ПОКОЛЕНИЕ Аннинька Любинька Владимир Петр Все семейство Головлевых – источник злой силы
А. М. Горький «Дело Артамоновых» I поколениеИлья Артамонов – основоположник «дела», его хозяин; совершенно равнодушен к морали, принципам II поколениеПетр Артамонов Алексей Артамонов не «дело» подчинено ему, наслаждается властью, ее а он становится рабом своего приумножением; жажда «дела» («дело человеку барин…»); накопления -> стремление стать единственным преемником («Этот – жаден, ненасытно жаден..»); бес III поколение Яков Артамонов олицетворяет паразитическую сущность класса буржуазии, апогей нравственной деградации
А.А. Лиханов «Сломанная кукла» «Цель у них была единой – упрочить общее благосостояние. И способы одни. Ходы разные.» Мапа Николай Михайлович «тянула телегу жизни» «человек с порцией хины за щекой»90-е годы молчаливая оппозиция «превращалась в существо деловое, озабоченное жажда известности и вознаграждений, достижением все новых целей, должностное преступление говоря высокоумно – прагматическое» Маня любовь Алексей Медведев «спокойна и тиха», послушная – даже покорная – отличница «добрый и добродушный» 90-е годы «упрямое, назло кому-то – кому? – желание жить погиб у Белого дома как жила, ничего не меняя» Вячик «Я её купил! «Это сделка. Самая обычная. И это терять? Глупо!» Мася «Перед сном он думал о деньгах искренняя душа, мужественная, много чувствующая: и всем этом добре…" «… а в расплату выбрали меня, чтоб побольнее было Все это у тебя есть, а будет еще больше!» тем кто грешен» -> «И ничего своего нет – ни силы, чтобы защититься, ни матери, чтобы спрятаться за нее. Она одна» -> два выхода: 1. «Мася сдалась» («Финита ля комедия») 2. самоубийство («Финита ля трагедия»)
Знали ли вы до урока что-нибудь о писателе А.А. Лиханове?
Если вы читали данные произведения до проведенного урока, то отношения к ним и их авторам у вас изменилось? Вы стали глубже понимать поднятые проблемы? Вывод: после проведения урока на тему «Оскудение души как результат стремления к материальному» ученики больше интересуются литературой и проблемами современного общества.
Проведя сравнительно-сопоставительный анализ произведений, мы пришли к следующим выводам: 1.Семья- это та сфера человеческого бытия, в которой потеря нравственных основ равнозначна абсолютной гибели личности и ведет к разрыву не только духовных, но и кровных связей, ведь основой истинных родственных уз не могут быть отчуждение от семьи и лицемерие. 2.За убийство собственной души закон не наказывает. Карает сама Жизнь, заставляя «расплачиваться» собственными детьми. 3. Животрепещущая история о вопиющей бездуховности, разрастающейся изнутри семьи, «как плесень», и поглотившей её, воплощенная в романах М. Е. Салтыкова- Щедрина и А. М. Горького, не может оставить равнодушными ни одного читателя, тем более современного. Из кровного родства, полагали писатели, должна произрасти семья духовная, иначе утраченная основа общества повлечет за собой разрушение и государства. 4. В выборе темы и ее разработке А. Лиханов автор романа «Сломанная кукла», продолжает лучшие традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина и А. М. Горького. Исследование произведения, которое является основой нашей работы, приводит нас к мысли, что автор изображает характеры, которые можно назвать «мертвыми душами» жестоких реалий России ХХI века. Мы полагаем, что в создании подобных типов, а также двупланового эпилога, располагающего читателя к раздумьям, размышлениям над состоянием современного общества и его основы - семьи, проявилось подлинное мастерство и новаторство писателя. Следует отметить и такую особенность, как подбор символичных названий вариантов эпилога: в первом конце – «Финита ля комедия» - чувствуется ирония автора, а во втором – «Финита ля трагедия» - его боль и его плач. 5. Своеобразием романа мы считаем и отсутствие фамилий у респектабельных Марии Павловны и Николая Михайловича, а также Вячика. А нет фамилии – нет и рода.
На основе проведенного исследования произведений литературы XIX-XXI веков и анкетированного опроса учащихся мы можем сказать с уверенностью, что вопрос: как сохранить родники духовности – действительно актуален. И что правильный выбор за нами…