Доступность банковских услуг в регионах: проблемы, пути решения Вице-президент ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации Мехряков Владимир Дмитриевич Третий Международный банковский форум «Организационные технологии в банках » Москва 16 ноября 2007 года
Доступность банковских услуг через призму регионального развития 1. Анализ обеспеченности регионов банковскими услугами; 2. Проблемы мешающие развитию региональных банковских услуг; 3. Направления деятельности по развитию банковских услуг в регионах.
1. Российский банковский сектор Анализ обеспеченности регионов банковскими услугами
0,64 1,60 0,93 0,72 0,56 0,620,67 Обеспеченность федеральных округов России банковскими услугами на (значение совокупного индекса обеспеченности*) * Рассчитан по методике Департамента банковского регулирования и надзора Банка России
0,73 1,49 0,99 0,75 0,59 0,690,71 Обеспеченность федеральных округов России банковскими услугами на (значение совокупного индекса обеспеченности*) * Рассчитан по методике Департамента банковского регулирования и надзора Банка России
Размещение действующих кредитных организаций по федеральным округам
Основные показатели деятельности кредитных организаций и филиалов кредитных организаций Активы - всего
Основные показатели деятельности кредитных организаций и филиалов кредитных организаций Кредиты предоставленные - всего
Основные показатели деятельности кредитных организаций и филиалов кредитных организаций Потребительские кредиты
Основные показатели деятельности кредитных организаций и филиалов кредитных организаций Вклады физических лиц
Обеспеченность ЮФО банковскими услугами на (значение совокупного индекса обеспеченности*) 0,20 0,66 0,19 0,46 0,62 0,67 0,57 0,92 0,83 0,61 0,56 0,92 * Рассчитан по методике Департамента банковского регулирования и надзора Банка России
Обеспеченность УРФО банковскими услугами на (значение совокупного индекса обеспеченности*) * Рассчитан по методике Департамента банковского регулирования и надзора Банка России 0,54 0,71 0,45 1,03 0,36
Характеристика Тюменской области Общая площадь области 1435,2 тыс. км 2, что составляет 8,4% площади России. Количество банковских структур на Справочно: Кредитных организаций - 23; Их филиалов на территории региона - 78; Филиалов КО, зарегистрированных в других регионах - 73; В т.ч.: Отделений Западно-сибирского банка Сбербанка России - 21; Операционных касс вне кассового узла - 602; Представительств – 30; Обменных пунктов - 10; Кредитно-кассовых офисов Протяженность: с севера на юг 2100 км, с запада на восток 1400 км.
Территориальное расположение банковских структур по Тюменской области
2. Обеспеченность банковскими услугами в регионах Проблемы
Проблемы мешающие развитию региональных банковских услуг 1. Отсутствие единой государственной политики, направленной на развитие банковских услуг; 2. Жесткий банковский надзор; 3. Несовершенство законодательной базы.
2. Ослабить чрезмерное регулирование Сложившаяся система банковского надзора (по своему содержанию соответствующая европейской) не может решить проблемы развития отрасли в стране, по масштабам аналогичной России. Эффект от ее применения ощущается в небольших, экономически развитых европейских государствах. Там нет существенной разницы в экономическом развитии между регионами. У нас же она гигантская.
3. Направления деятельности по развитию банковских услуг в регионах
1. Активизировать роль государства Банков с государственным участием: с долей в капитале более 25%, около 130 кредитных организаций; с долей более 50% - 22 кредитные организации.
Губернаторам предоставить большие права влияния на создание региональных банков, выработать свой инструментарий с местными банками; Местные органы власти должны иметь право на договорных отношениях устанавливать заказ на размещение банковских учреждений на своей территории, предложить желаемый набор банковских услуг, совместное финансирование отраслей и предприятий.
Расширение банковских услуг в регионах: что нужно решить? Необходимо узаконить особенности прав, форм и методов работы региональных банков на законодательном уровне; Провести классификацию банковских учреждений, и законодательно определить в ней региональным банкам соответствующую роль, ослабить чрезмерную зарегулированность, дать большую свободу действий.
3. Определить ответственного за развитие банковского сектора на федеральном уровне, который бы: Имел четкое представление о работе институтов не вообще, а в разрезе каждого региона, определял барьеры, ограничения, направления развития; Участвовал в создании совместных планов действий (бизнеса и власти) для достижения определенных целей; Осуществлял систему стратегического планирования.
3. Направления деятельности по развитию банковских услуг в регионах… Общий вывод
Расширение банковских услуг в регионах: нужна политическая воля Сформулировать единую стратегию, позволяющую эффективно координировать усилия различных ведомств, законодательных органов и других участников экономического процесса; Оптимально распределить ответственность и объем задач между государственными, общественными и коммерческими структурами, федеральным центром и регионами, государственными, частными, общенациональными и региональными банками.
Спасибо за внимание