Современный урок XXI века Семинар директоров
Урок - это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Г.К. Селевко Г.К. Селевко
Достоинства классно-урочной системы Равномерное прохождение материала в строгой логической последовательности в рамках точно отведенного учебного времени. Равномерное прохождение материала в строгой логической последовательности в рамках точно отведенного учебного времени. Четкая организация учебной работы. Четкая организация учебной работы. Планомерное осуществление руководства учителем образования, воспитания и развития учащихся. Планомерное осуществление руководства учителем образования, воспитания и развития учащихся. Организация учебной работы с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями и навыками в их единстве с формированием личности. Организация учебной работы с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями и навыками в их единстве с формированием личности. Возможность знания учителем учащихся, ими учителя, а также друг друга. Возможность знания учителем учащихся, ими учителя, а также друг друга. Чередование труда и отдыха, способствующего внесению ритмичности и четкости в работу всей школы. Чередование труда и отдыха, способствующего внесению ритмичности и четкости в работу всей школы. Обеспечение развития индивидуальных способностей каждого ученика, а также необходимых коллективистских отношений. Обеспечение развития индивидуальных способностей каждого ученика, а также необходимых коллективистских отношений.
Недостатки классно-урочной системы Сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся. Сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся. Ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности. Ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности. Трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала школьниками. Трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала школьниками. Ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности. Ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности. Усреднение темпа прохождения учебного. материала Усреднение темпа прохождения учебного. материала
Цели педагоги- ческого процесса на уроке Принципы построе- ния педагоги- ческого процесса Содержание обучения Методы работы с содержа- нием Средства обучения Типы, формы урока как организации педагоги- ческого процесса
Принципы обучения – это идеи, положения, которыми мы руководствуемся при подготовке к проведению урока. Они выступают для нас в роли требований, которые мы реализуем в отношениях с учащимися, в построении педагогического процесса, при отборе содержания учебного материала.
Методы обучения – это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для учебно-воспитательных задач. Прием – это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи. Средства – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.
Типология уроков По основной дидактической цели По основной форме их проведения их проведения
По основной дидактической цели урок актуализации ранее усвоенных знаний; урок актуализации ранее усвоенных знаний; урок формирования новых знаний и умений; урок формирования новых знаний и умений; комбинированный урок. комбинированный урок.
По основной форме их проведения В форме беседы; В форме беседы; в форме лекции; в форме лекции; в форме экскурсии; в форме экскурсии; в форме киноурока; в форме киноурока; самостоятельной работы учащихся; самостоятельной работы учащихся; лабораторных и практических работ; лабораторных и практических работ; сочетания различных форм занятий; сочетания различных форм занятий; нетрадиционные. нетрадиционные.
Методическая структура - последовательность конкретных действий учителя и ученика (учащихся) по осуществлению познавательного процесса, направленного на изучение определенного предмета (проблемы, темы). Фактически речь идет о субъект-объектных и субъект- субъектных отношениях на уроке.
Соотношение педагогической и методической структур урока Пед.структура Метод.структура ЦелиЗадачиПринципыСодержаниеМетодыСредства 1.Орг.момент 2.Актуализация ранее усвоенного 3.Формирование новых знаний 4.Закрепление полученных знаний 5.Домашнее задание
Психологическая структура урока открытые, искренние, доверительные и доброжелательные отношения; открытые, искренние, доверительные и доброжелательные отношения; рациональный режим психо - физиологического и интеллектуального напряжения; рациональный режим психо - физиологического и интеллектуального напряжения; востребованность на уроке по возможности всех интеллектуальных процессов; востребованность на уроке по возможности всех интеллектуальных процессов; логико-гносеологическое единство познавательного процесса и мотивов деятельности учащихся на всех этапах урока; логико-гносеологическое единство познавательного процесса и мотивов деятельности учащихся на всех этапах урока; посильность всех видов заданий на уроке. посильность всех видов заданий на уроке.
Классификация целей посещения уроков: 1.По времени действия (долгосрочные, краткосрочные, постоянные и переменные). 2.По широте охвата и глубине изучаемых аспектов: масштабные целевые установки, характеризующиеся частнодидактической направленностью. масштабные целевые установки, характеризующиеся частнодидактической направленностью. локальные целевые установки, характеризующиеся частнодидактической направленностью. локальные целевые установки, характеризующиеся частнодидактической направленностью. 3. По содержанию, когда цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учебных программ
Концептуальные подходы (современные требования к уроку) Целостность урока: он представляет собой автономный, логически законченный блок освоения учебного материала. Целостность урока: он представляет собой автономный, логически законченный блок освоения учебного материала. Комплексное планирование задач урока по трем группам: педагогические цели (обучение, воспитание и развитие ребенка), цели развития образовательного процесса, цели саморазвития учителя. Комплексное планирование задач урока по трем группам: педагогические цели (обучение, воспитание и развитие ребенка), цели развития образовательного процесса, цели саморазвития учителя.
Личностный подход – высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся. Личностный подход – высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся. Внутриурочная дифференциация и индивидуализация обучения. Внутриурочная дифференциация и индивидуализация обучения. Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса (мотивация, проблематизация), самостоятельной умственной активности учащихся, ситуации успеха. Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса (мотивация, проблематизация), самостоятельной умственной активности учащихся, ситуации успеха. Применение арсенала разнообразных методов, средств и методических приемов. Применение арсенала разнообразных методов, средств и методических приемов. Формирование способов умственных действий учащихся. Формирование способов умственных действий учащихся.
Вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника и, в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих сознательной мотивации обучения. Вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника и, в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих сознательной мотивации обучения. Гибкая неформальная система контроля. Гибкая неформальная система контроля. Целесообразное и оптимально экономное расходование времени урока. Целесообразное и оптимально экономное расходование времени урока. Сочетание трудности и доступности в обучении, работа в зоне ближайшего развития. Сочетание трудности и доступности в обучении, работа в зоне ближайшего развития. Связь теории с практикой. Связь теории с практикой. Системность уроков. Системность уроков.