Обобщающая структура процесса воспитания Воспитание может все! Гельвеций
Цель занятия: В концентрированной форме раскрыть сущность, структуру, взаимосвязь компонентов процесса воспитания.
План 1. Воспитание как педагогическое явление. 2. Ребенок как субъект развития. 3. Различные подходы в воспитании.
Воспитание предметсредстваспособыцели Человек, его становление, развитие, ведущее к самореализации. Поиск закономерностей воспитания и обучения, управления этими процессами на основе найденной парадигмы и технологии Виды деятельности: - игра; -общение; - познание; - труд; - подражание; - внушение; - обучение; - усвоение готового опыта; - самовоспитание. Развитие: - интеллекта; - эмоциональной сферы; - устойчивости; - веры; - -системы отношений; - духовности. Функции: -гностическая; -коммуникативная; -социально-адаптивная; - развивающая; -эмоционально-ценностная;
Основные факторы развития личности: - наследственность; - среда; - воспитание и обучение; - Импрессинг (запечатлевание человека, происходящие в особые моменты его индивидуального развития под влиянием внешней среды).
Закономерности процесса воспитания: 1. Воспитание осуществляется ВЕЗДЕ, ВСЕГДА, ВСЕМ, ВСЕМИ. 2. Негативную потребность нейтрализовать только РАЗВИТЕМ ДРУГОЙ ПОТРЕБНОСТИ (смена мотивов и интересов). 3. Человек, становится тем, что ПРОЗРЕВАЕТ В СЕБЕ.
Педагогический закон Человек становится для себя тем, чем он является для других - Чтобы сделать человека таким-то, надо обращаться с ним так, будто он уже такой; - Надо уметь выбирать роли; - Относиться надо к людям так, будто они уже хорошие; - Для того, что бы побудить человека чем-то заниматься, нужно обращаться с ним так, как будто он действительно хочет этим заниматься; Реализация этого закона ведет к адекватному развитию личности.
Ребенок, человек как субъект развития. «БИО» «СОЦИО» «ДУХ» Позиции элементов системы: Индивид «БИО» - часть Природы, основополагающая ценность – любовь к Природе. Личность «СОЦИО» - часть социума, основополагающая ценность – Совесть. Человек «ДУХ» - часть Духа, Вселенского разума основополагающая ценность – Разум.
Форма существования субъекта ОД Е Естественное (Е) (в основе – потребности); Образовательное (О) (в основе – формирование норм); Действенное (Д) (в основе – проявление способностей).
Внутренние связи в структуре субъекта ДУХ СОЦИО БИО П Сп Е («ХОЧУ») («Должно быть») («Могу») Е Д О
Развитие сущностных сил человека Ребенок Духовное развитие Эстетическое развитие Нравственное развитие Общефизическое развитие Эмоциональное развитие Интеллектуальное развитие
Обобщенная структура процесса воспитания Формы общественного сознания: Наука, искусство, мораль, право, религия. Объективные факторы просвещение Формирование отношений Организация деятельности Субъективные факторы 3* 2* 1* – лекции, беседы, конференции. 2 – микроклимат, стиль общения. 3 – индивидуальное творчество. 1* – потребность в познании. 2* – потребность в самореализации и самоактуализации. 3* – потребность в другом человеке, общении.
Суть воспитания Саморазвитие личности, самостановление, творческий, свободный человек, обращенный к смыслу, человек как культурно- исторический субъект, воспринимающий историю как свое прошлое и чувствующий ответственность перед будущим, как человек высокой духовности.
Содержательная сторона воспитания - Содержательная - Процессуальная (технологическая) - личностная Интеллект Воля Эмоция Духовность Стороны процесса воспитания
Векторы поведения Осознание другого как коренного необходимого условия существования каждого; категорический нравственный императив (безусловное требование); непрерывное совершенствование и самосовершенствование;
Смена парадигмы образования П-П-Д – потребность – переживание - действие. ЗУН П-П-Д
Принципы воспитания - Исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса в педагогической и воспитательной системе.
Принципы воспитания 1. Общественная направленность воспитания, в основе которой духовная составляющая (категорический нравственный императив). 2. Связь воспитания с жизнью ребенка, его индивидуальным опытом, трудом. 3. Опора на положительное в воспитании, содействие личностному росту. 4. Гуманизация воспитания, не насильственная педагогика, помогающие отношения. 5. Личностный подход, учет потребностей, способностей и возможностей воспитанника. 6. Единство воспитательных воздействий. 7. Гармония личного и коллективного.
Педагогические системы Авторитарная (жесткая – крик, давление; мягкая – косвенные методы). Либеральная – самая распространенная в мире, не требует пед. знаний и подготовки. Демократическая система воспитания (теоретики: Д.Локк, Ж.Ж. Руссо, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.)
Демократическая система воспитания 1. Необходимо делать то, что объективно нужно для счастья и духовного здоровья ребенка: не то, что хочет педагог, не то, что хочет воспитанник; кнут и пряник – несоврешненные средства воспитания. 2. Главное орудие – человеческие отношения и условия жизни: они не находятся в руках педагога, не им выдуманы, а существуют объективно. 3. Педагогическая позиция скрыта от воспитанника (он не знает, чего от него хочет педагог, - лучше всего, если он вообще не знает, что его воспитывают).
Черты воспитательного процесса Целенаправленность; длительность; эмерджентность (возникновение, появление нового). непрерывность; комплексность; двусторонность; неопределенность результата; необходимость; временность; диссимитричность.
Воспитать значит: Приобщить к культуре (развитие духовности); создать систему взаимодействия между людьми; сформировать способы деятельности (эмоциональной, волевой, интеллектуальной, духовной); воспитать волю; развить эмоции личности; создать систему ценностей; социализовать личность.
Личностно-ориентированный подход Понимается как опора на личностные качества воспитанника, обучающегося, выражающие очень важные для воспитания характеристики: - Направленность личности; - Ценностные ориентации; - Жизненные планы; - Сформировавшиеся установки; - Доминирующие мотивы деятельности; - Мир потребностей личности; - Уровень духовного развития.
Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении - это децентрализация всех интересов педагога, воспитателя, взрослого, совпадающих с интересами личности.
Деятельностный подход Деятельность – это динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности, т.е. она есть необходимое условие существования развития человека (как и общения). «Деятельность – это форма активности». (А. Леонтьев)
Задача воспитания Организация продуктивной, многообразной, разноплановой деятельности субъекта (интеллектуальной, волевой, эмоциональной, духовно и др.) и развитие у него способов разнообразной деятельности. «Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность» (А.С. Макаренко)
Спасибо за внимание!