1 ИТОГИ ГОДА НА РЫНКЕ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕЗЕРВАМИ НПФ. ПРОБЛЕМЫ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ 5 декабря 2008 года г. Москва К.С. Угрюмов - Президент НАПФ ЧЕТВЕРТАЯ ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РОССИЙСКИЙ РЫНОК КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ»
2 1.Инвестиционный потенциал накопительной пенсионной системы и его использование. 2.Действия управляющих в условиях кризиса. 3.Принципы инвестирования и их практическая реализация. Уроки кризиса. 4.Принцип ответственного поведения. Назад в будущее Структура презентации
3 Инвестиционный потенциал накопительной пенсионной системы Средства накопительной пенсионной системы Фонд национального благосостояния Пенсионные резервы НПФ – 502,5 млрд. руб. Пенсионные накопления НПФ – 43,1 млрд. руб. Пенсионные накопления частных УК – 4,5 млрд. руб. Пенсионные накопления Государственной УК – 300 млрд. руб. 850 млрд. руб. 650 млрд. руб.
4 Использование инвестиционного потенциала (инвестиционный портфель пенсионных резервов на г.) Банковские вклады 14,36% Облигации федеральные 0,69% Облигации субъектов РФ 2,57% Облигации муниципальные 0,86% Облигации предприятий 28,64% Акции предприятий 22,54% Ипотечные ценные бумаги 0,06% Паи ПИФов 7,14% Другое: 23,14% средства на счетах УК, недвижимость, ЦБ иностранных государств, векселя и т.п. Источник: ФСФР России
5 Использование инвестиционного потенциала (структура портфеля пенсионных резервов по срокам вложения) Источник: ФСФР России
6 12,98 14,36 3,73 4,12 24,59 28,64 28,86 22,54 6,0 7,14 23,7523, Банковские вклады Государственные и муниципальные ЦБ Облигации предприятий Акции предприятий Паи ПИФов Другое ,9 млн. руб ,7 млн. руб. Изменение структуры портфеля НПФ в условиях кризиса
7 Основные выводы о поведении управляющих Изменения в суммарном инвестиционном портфеле НПФ неадекватны потребностям момента Изменения в суммарном инвестиционном портфеле НПФ объясняются преимущественно не действиями управляющих, а влиянием на структуру портфеля изменения стоимости акций Управляющие практически ничего не сделали для предотвращения негативного влияния кризисных явлений на финансовых рынках
8 «Не могу поступиться принципами» Обеспечение сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Обеспечение доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей. Учет надежности ценных бумаг. Информационная открытость процессов размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений. Прозрачность процесса размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений для органов государственного и общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольность им. Профессиональное управление инвестиционным процессом. Необходимо добавить еще три принципа: Оперативное реагирование на изменение ситуации Расширение возможностей по самостоятельному размещению (управляющий нужен только тогда, когда он дешевле) Полное использование «длинных» денег (баланс между структурами активов и обязательств)
9 Совершенствование размещения пенсионных резервов 1.Распространение на пенсионные резервы предложений по инвестированию пенсионных накоплений: доля депозитов в одной кредитной организации увеличивается с 10% до 25%; доля средств на счетах и в депозитах банков увеличивается с 20% до 80%. 2.Включить в число критериев для допуска рейтинг эмитента ценной бумаги. 3.Изменить условия самостоятельного размещения пенсионных резервов: убрать формулу «указанных активов»; исключить особые нормы для самостоятельного размещения, сохранив только ограничения на долю актива в пенсионных резервах. 4.Увеличить долю активов, эмитентами которых являются вкладчики фонда до 25%. 5.Расширение допустимого перечня активов за счет прямых вложений в недвижимость и проведение работ по формированию условий привлечения пенсионных резервов НПФ в инфраструктурные проекты, обеспеченные поддержкой государства (федеральных органов или субъектов Российской Федерации).
10 Расширение допустимого перечня активов по ОПС Предложения по изменению структуры портфеля сводятся к следующему: доля в ценных бумагах одного эмитента увеличивается с 5% до 10%; доля депозитов в одной кредитной организации увеличивается с 10% до 25%; доля облигаций эмитента в портфеле НПФ (УК) увеличивается с 10% до 25%; доля средств на счетах и в депозитах банков увеличивается с 20% до 80%. Предложения подготовлены и в 111-ФЗ и в 75-ФЗ. Чтобы соблюсти принцип равенства всех субъектов инвестиционного процесса принципиально важно, чтобы изменения в законодательство были внесены одновременно. Предлагается также установить ( постановление Правительства Российской Федерации от г. 379 ), что допустимый актив должен либо входить хотя бы в один котировальный список одного или нескольких организаторов торгов, либо эмитенту присвоен рейтинг международным рейтинговым агентством Standard and Poors не ниже уровня (ВВ-) по национальной шкале. Эта мера позволит, по предварительным оценкам, увеличить допустимое число эмитентов с 14 до 32 и существенно расширить отраслевую диверсификацию эмитентов.
11 Принцип «ответственного поведения» Применение принципа «ответственного поведения» означает переход от количественных методов регулирования состава и структуры инвестиционного портфеля НПФ к широко распространенному в мире (и рекомендуемому ОЭСР) принципу качественной оценки и позволяет институциональным инвесторам более адекватно реагировать на рыночные вызовы, сохраняя при этом прозрачность и надежность инвестиций. Уровни регулирования при применении принципа «ответственного поведения» 1.Законодательное определение общих принципов инвестирования. 2.Подзаконным регулирующим актом устанавливаются виды и классы активов, допустимых к размещению пенсионных резервов. 3.Количественные нормативы ежегодно утверждаются Советом фонда, решение которого направляется в УФО для сведения. 4.Отчетность фонда об инвестировании представляется так же как это установлено в настоящее время. 5.По итогам финансового года УФО делает вывод о качестве организации инвестиционного процесса и предлагает свои рекомендации по его улучшению.
12 Контакты Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов Москва, ул. Б. Пионерская, д. 13/6А, строение 1 Тел