Ментальная карта СПбАППО, кафедра инновационных образовательных технологий, Мылова И.Б.
Методический инструмент (технология) Интеллект-карты это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. В контексте обучения, интеллект-карты можно использовать для следующих задач: Конспектирование Учебников, книг, статей Лекций на слух Написание статей/рефератов/курсовых Анализ/понимание Запоминание
Этапы работы с ММ Создание Воссоздание с целью повторения Сравнение с оригиналом Для того, чтобы карта отложилась в долговременной памяти необходимо ее повторить несколько раз. По Тони Бьюзену: после одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие: Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут В результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной памяти. Повторение подразумевает, что вы пробуете по памяти воссоздать карту, и лишь потом сравниваете то, что вы вспомнили с оригиналом.
Ментальные карты Ментальные карты (в оригинале Mind maps) - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Тони Бьюзен стал популизатором идеи интеллект-карт, как эффективного способа работы с информацией.
Правила составления ментальных карт (интеллект- карт) 1.Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа 2.От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. 3.От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня. 4.По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты. 5.Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. 6.При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. 7.Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.
Пример ментальной карты понятия «Презентация»