Что такое бизнес - анализ и что надо делать, чтобы он был полезен для бизнеса ? Александр Хайтин
Контекст семинара Цели работ Поднять эффективность работы команды Интенсифицировать процесс саморазвития Предоставить консультации по текущим вопросам Этапы работ Проведение семинаров 1- й семинар : « Что такое бизнес - анализ и что надо делать, чтобы он был полезен для бизнеса ?» й семинар : « Средства и методики бизнес - анализа. Инструментарий решения бизнес - задач » й семинар : « Аналитический проект от начала до конца » - в начале октября, по результатам совместных работ Консультации по ходу работ 2
Опыт работ преподавателя Формирование и развитие департамента бизнес - анализа в компании КОРУС Консалтинг Работы по анализу бизнес - процессов : Группа компаний ЛСР – имитационное моделирование ОАО « Уралсвязьинформ », ОАО « ВолгаТелеком » - моделирование бизнес - процессов документооборота « как надо » Группа компаний « Русский Свет » - определение границ проекта внедрения ERP, моделирование ключевых бизнес - процессов ЗАО « Строймонтаж », ОАО « Севкабель » – анализ бизнес - процессов для разработки архитектуры информационных систем Обучение ОАО « ЮТК » – обучение группы аналитиков моделированию бизнес - процессов ЗАО « ФОСП » – обучение анализу бизнес - процессов с использованием методик и инструментов ARIS Группа компаний ЛСР – обучение имитационному моделированию с использованием специализированного ПО Arena 3
Цели семинара Сформулировать и рассмотреть ключевые вопросы Что ? Зачем ? Как ? Выявить критические факторы успеха аналитиков Исследовать основные риски аналитических работ Описать ключевые элементы бизнес - анализа и их взаимосвязь 4
План семинара Введение Ключевые вопросы : Что ? Зачем ? Как ? Критические факторы успеха аналитиков Основные риски аналитических работ Ключевые элементы анализа бизнес - процессов и их взаимосвязь 5
Регламент проведения семинара Ограничения Общее время – 4 часа Необходимость рассмотреть все вопросы Все остальное – как удобно 6
Ключевые вопросы : Что ? Зачем ? Как ? Что мы делаем ? Зачем « это » надо ? Как мы « это » делаем ? 7
Что такое бизнес - анализ ? Бизнес - анализ это ( примерно ): Набор задач, знаний и техник, необходимых для определения потребностей бизнеса и путей удовлетворения этих потребностей. 8
Зачем и кому нужен бизнес - анализ ? Бизнес - анализ нужен бизнесу для : Понимания состояния дел как индивидуального ( для лиц, принимающих решения ), так и общего – для координации усилий Обеспечения эффективной коммуникации при обсуждении сложных вопросов Проектирования изменений в бизнесе Стандартизации и унификации бизнес - процессов Измерения и оценки бизнес - процессов Ведения проектов по автоматизации и внедрению различных информационных систем 9
Как ведется анализ ? Фундамент проекта / работы : Определение целей Определение ограничений Определение критериев успеха Позиционирование аналитиков Предварительные работы Выбор и согласование методик и инструментальных средств Планирование работ Старт работ – « продажа внутрь » 10
Как ведется анализ ? Основной цикл Сбор информации Реалистичность и точность Целенаправленность Достаточная полнота Фиксация информации Скорость Корректность Удобство представления Анализ Соответствие целям Рецензирование результатов Разделение результатов Консолидация с экспертами Фиксация результатов – « продажа результатов » 11
Критические факторы успеха аналитиков Понимание своего места и роли Целенаправленность деятельности Выбор и исполнение роли Роль эксперта Роль ассистента Роль клерка Самооценка полезности и ценности Постоянное внимание к результатам работ Обсуждение собственной деятельности с заказчиком и коллегами Внесение корректив, совершенствование Личность аналитика Личные качества Профессиональные качества Знания Опыт 12
Критические факторы успеха аналитиков Стиль работы Стиль - эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы, раскрывающее содержание произведения Компоненты стиля Базовые принципы Язык устный и письменный Графика и внешний образ Композиция документа или высказывания Личностные особенности Полезность стиля Задание « планки » качества Формирование личностного контакта с заказчиком Существенное усиление воздействия Этапы формирования стиля Осознание ценности и начало работы Формирование нейтрально - делового базового стиля Формирование личного стиля 13
Критические факторы успеха аналитиков 14 Качество коммуникации Рациональность и взаимопонимание Явное обозначение целей и задач Акцент на общие интересы Разумная ориентированность на клиента Корректность и доверительность Декларирование целей и порядка взаимодействия Гигиена общения Разделение информации на закрытую и открытую Управление объективными конфликтами Объединение на основе общих выигрышей Поиск общих выгод Выявление общих рисков Опыт и интуиция
Основные риски аналитических работ Риски предварительного этапа работ Несогласованность или отсутствие цели Отсутствие заказчика или рассогласованность потребностей заказчика Неверный выбор формы представления результатов Неверный выбор или отсутствие точки зрения Риски основного цикла Разрушение коммуникации с экспертами и заказчиком Нарушение баланса целей, ограничений и ресурсов Размывание рамок и результатов Риски фиксации результатов Представление результатов методом « большого взрыва » Отсутствие фиксации результатов и достижений 15
Ключевые элементы бизнес - анализа и их взаимосвязь Цели анализа Востребованность Ясность Непротиворечивость Средства и методики анализа Соответствие целям Приемлемость и удобство для заказчика Рамки анализа Реалистичность задачи, глубина проработки Соответствие целям Соответствие ресурсам Форма представления результатов анализа Удобство для заказчика Минимализм Точка зрения, с которой ведется анализ Соответствие целям и рамкам Адекватность уровню аналитиков 16
Ключевые элементы бизнес - анализа и их взаимосвязь 17
Вопросы ? Александр Хайтин