Как образуются понятия Презентация по информатике. Составитель: учитель информатики МКОУ Невельская ООШ Сайфуллоева Наталья Владимировна, II квалификационная категория II квалификационная категория 2012 г
Цель урока Иметь представление о том, как образуются понятия Иметь представление о том, как образуются понятия Научиться логическому мышлению, решать логические задачи Научиться логическому мышлению, решать логические задачи Обобщать существенные признаки (свойства, отношения) объектов Обобщать существенные признаки (свойства, отношения) объектов
Устный контроль знаний С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности? С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности? Какие признаки существуют у объекта? Приведите пример Какие признаки существуют у объекта? Приведите пример
Ответы на устные вопросы Каждый из объектов можно описать с помощью признаков. Признаками являются их свойства (зеленый, круглый, горький, большой и т.д.) Каждый из объектов можно описать с помощью признаков. Признаками являются их свойства (зеленый, круглый, горький, большой и т.д.) Признаки объекта могут быть существенными и несущественными. Пример: нам необходимо купить платье синего цвета, длинное и украшено блестками. В огромном множестве разных платьев мы выбираем только то, которое соответствует нашим признакам – синее, длинное с блестками. Это будут существенные признаки объекта платье, а другие его признаки - несущественные Признаки объекта могут быть существенными и несущественными. Пример: нам необходимо купить платье синего цвета, длинное и украшено блестками. В огромном множестве разных платьев мы выбираем только то, которое соответствует нашим признакам – синее, длинное с блестками. Это будут существенные признаки объекта платье, а другие его признаки - несущественные
Письменный контроль знаний Ответьте письменно на вопросы к заданию 1, 2 Ответьте письменно на вопросы к заданию 1, 2 Заполните столбец ответов в таблице задания 3 Заполните столбец ответов в таблице задания 3
Ответы задания 1,2 для взаимоконтроля Понятие – это совокупность существенных признаков отдельного объекта или множества однородных объектов. Понятие – это форма мышления. Понятие – это совокупность существенных признаков отдельного объекта или множества однородных объектов. Понятие – это форма мышления. Реально существующий объект обладает существенными и несущественными признаками. Понятие отражает только существенные признаки этого объекта Реально существующий объект обладает существенными и несущественными признаками. Понятие отражает только существенные признаки этого объекта
Ответы задания 3 для взаимоконтроля Подберите синонимы к понятиям:Ответы Много Большое количество НекрасивыйНепривлекательный Обмануть Сказать неправду Подберите омонимы к понятиям: Ключ Бьющий ключ в лесу Ручка Дверная ручка Лист Бумажный лист
Как образуются понятия
Анализ Это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта Примеры: Персональный компьютер – монитор, мышь, системный блок, клавиатура (разделение на составные части) Велосипед – колеса большие, сиденье и руль удобные (выделение признаков объекта) Это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта Примеры: Персональный компьютер – монитор, мышь, системный блок, клавиатура (разделение на составные части) Велосипед – колеса большие, сиденье и руль удобные (выделение признаков объекта)
Синтез Мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа Примеры: Руль, колеса, мотор, дверцы, салон = автомобиль Полотно, изображение на полотне, рамка = картина Мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа Примеры: Руль, колеса, мотор, дверцы, салон = автомобиль Полотно, изображение на полотне, рамка = картина
Сравнение Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным и несущественным признакам Примеры: Один человек – много людей, Высокий человек – низкий человек, Черная земля – белый снег, Новый костюм – старый костюм Взрослый мужчина – маленький мальчик Зима-лето, бежать - стоять Мысленное установление сходства или различия объектов по существенным и несущественным признакам Примеры: Один человек – много людей, Высокий человек – низкий человек, Черная земля – белый снег, Новый костюм – старый костюм Взрослый мужчина – маленький мальчик Зима-лето, бежать - стоять
Абстрагирование Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других Примеры: Кровать – мягкая, удобная, прямоугольная, низкая Яблоко – красное, вкусное, полезное, растет на яблоне, сочное Автобус – вместительный, желтого цвета, высокоскоростной Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других Примеры: Кровать – мягкая, удобная, прямоугольная, низкая Яблоко – красное, вкусное, полезное, растет на яблоне, сочное Автобус – вместительный, желтого цвета, высокоскоростной
Обобщение Обобщение – мысленное объединение однородных объектов в некоторый класс Примеры: CD-диск, флэш-носитель, дискета = носители информации клавиатура, мышь, монитор, системный блок = персональный компьютер стены, крыша, окна, двери, полы = дом стрелки, циферблат, корпус, механизм = часы Обобщение – мысленное объединение однородных объектов в некоторый класс Примеры: CD-диск, флэш-носитель, дискета = носители информации клавиатура, мышь, монитор, системный блок = персональный компьютер стены, крыша, окна, двери, полы = дом стрелки, циферблат, корпус, механизм = часы
Практическая работа Задание 1 Задание 1 ПонятиеПротивоположное понятие Большой домМаленький дом Громкая речьТихая речь Высокий человекНизкий человек Старый человекМолодой человек Свежая информацияУстаревшая информация Кислая ягодаСладкая ягода Темное платьеСветлое платье Скучное киноИнтересное кино Дорогая вещьДешевая вещь Очень холодноОчень тепло Горячая плитаХолодная плита Вкусная едаНевкусная еда Очень веселый клоунОчень грустный клоун Х< 5Х>5Х>5
Задание 2 Задание 2 Сравнимые понятияОбщий признак Понятие 1Понятие 2 ВесельеГрустьЧувства ВеснаОсеньВремя года МониторКлавиатураЧасти ПК СтолДиванМебель БерезаДеревоРастения АвтомобильСамолетТранспорт АрбузГуляшЕда
Задание 3 Задание 3 1.Щука, карась, окунь, рак 2.Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик 3.Саша, Лена, Коля, Маша, Егоров 4.Ветка, листок, яблоко, цветок, птичка 5.Заяц, волк, кабан, лось, овца 6.Ухо, лицо, нос, язык, глаза 7.Рысь, медведь, тигр, лев, кошка 8.Шайба, коньки, качели, клюшка 9.Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик 10.Тибет, Кавказ, Альпы, Урал, Байкал 11.Россия, Франция, Петербург, Китай 12.Молоко, сыр, сливки, сметана, сало
1.Уши, ноги, хобот, хвост = слон 2.Мышь, монитор, клавиатура, системный блок = ПК 3.Новый год, снег, мороз, ледяная горка = зима 4.Лист, стебель, бутон, корень = цветок 5.Окно, полы, стены, крыша =дом 6.Название, автор, листы, картинки, переплет = книга 7.Классы, учителя, ученики, уроки = школа 8.Мама, папа, брат, сестра, я = семья Задание 4
Домашнее задание Страница Задание 4-10 выполнить в тетради.